[ДМ 42: в начало]
[о матмехе в лицах]
[неделя и около]
[eMисс матмеха]
[фоторепортажи]
[матмеховский юмор]
[форум, гостевая книга]

FAQ первокурсника
Ничего не знаю, стоит ли идти на экзамен? Экзамен, нет шпор, знаний, головы, что делать?
Сдал экзамен, до следующего не так много времени, когда начинать готовиться? Зачем нужен список билетов на экзамене?
Уже два ночи, завтра экзамен, не успеваю подготовиться, хочу спать, что делать? Идти ли к аспиранту?
Идти ли к практику? Идти ли к практику, если он меня не любит?
Как попасть к нужному экзаменатору? Первым отвечать или последним?
Куда садиться на экзамене? Как одеться на экзамен? Не хочу бриться, это плохая примета.
Нужен ли определюшник? Когда писать - до шпор или после? Сколько можно сидеть на экзамене?
Экзамен, не знаю, как доказать теорему/решить задачу, что делать? Как достать шпору? А если 160 билетов?
Сколько ни сдаю экзаменов, всегда не успеваю. Каков оптимальный график подготовки к экзамену? На какие лекции ходить, а на какие нет?
Ходить ли на физкультуру и английский?
Во время обучения на МатМехе представления студента об учебе, экзаменах, преподавателях и окружающей среде вообще качественно меняются. Если на первом курсе еще сильны школьные стереотипы и комплексы (например, огромная боязнь не сдать экзамен с первого раза, что в обычной средней школе равнозначно повторному году обучения или вообще вылету в специализированных школах. На МатМехе же в этом ничего особо страшного нет), то к старшим курсам студент-"дембель" посматривает на суету младшекурсников со снисходительной улыбкой. Он перестает писать шпоры и бомбы и приносит на экзамен конспект или учебник. Он знает, когда, куда и во сколько прийти и что там сказать, чтобы было как. Правда, эта напыщенность слетает перед дипломом, потому что все эти знания становятся бесполезными перед лицом новой деятельности, и умудренный опытом и вальяжный пятикурсник две-три недели бегает, как угорелый от компьютера к научному или рецензенту и обратно, в деканат и прочие места. Не хотим поучать пятикурсников - они разберутся сами, куда денутся после пяти лет на МатМехе. А вот первокурсникам хотим и можем помочь. Именно им адресован этот FAQ. Большинство вопросов и ответов касается процесса сдачи экзамена.
 
Ничего не знаю, стоит ли идти на экзамен?
[наверх]

На первой сессии обычно этот вопрос не задают. Если студент-первокурсник не учился в специализированной школе, в которой допускаются (и являются обычным делом) повторные экзамены, он до жути боится не сдать экзамен. Поэтому в первую сессию среднестатистический первокурсник учится, как может, и сама мысль о том, что можно НЕ ПОЙТИ НА ЭКЗАМЕН является для него кощунственной. Этот вопрос, начиная со второй сессии, задают себе студенты, которых либо вынесли на первой сессии, либо который успокоились, увидев, что с их менее удачливыми на первой сессии однокурсниками ничего страшного не случилось.
А теперь к вопросу. Многие совестливые студенты в утро перед экзаменом решают: не идти - и с легкой душой отсыпаются и начинают готовитьcя к следующему экзамену. Их аргументы таковы:

  • а что я пойду, опозорюсь только, ни фига не сдам,
    • а меня еще и запомнят
    • и мне будет тяжко на пересдаче
    • и вообще стыдно быть уличенным в незнании
  • если я не пойду, то смогу подготовиться гораздо лучше, потому что я уже много знаю и по второму разу конспект будет читать проще
  • хочу спать

Ответим на эти аргументы:

  • шансы сдать экзамен, если вы хоть сколько-нибудь готовились, весьма велики. Даже если у вас нет шпор, их можно надыбать. Вам может попасться хороший билет или же плохой, но вы внезапно поймете, что он не такой уж и плохой. Даже если вам попадется мерзкий билет, при наличии шпоры и головы у вас есть большой шанс в нем разобраться. Правда, надо быть готовым к допам - учите определюшник
    • даже если вы не сдадите и вас запомнят, это не смертельно. Злобные и злопамятные преподы скорее исключение, чем правило
    • то, что препод будет помнить ваше лицо и ваш плохой ответ, может даже сыграть вам на руку - особенно, если вы на пересдаче будете контрастировать с вами на сдаче. Препод улыбнется, скажет: "Ну вот, можете же, когда захотите," - и не будет вас сильно мучать. Это так называемый "эффект узнавания", когда знакомое воспринимается с бОльшим добродушием, даже если это знакомое - вы со своим дурным прошлым ответом. Вот только имеет смысл разобраться в том, что вы налажали на первой сдаче - это вполне могут спросить, даже если оно вам не попалось
    • это да. Пожалуй, это единственный аргумент, который имеет смысл. Но если совесть вам особо не докучает, смело отбрасывайте его
  • конечно же, ко второй сдаче вы подготовитесь лучше, если будете готовиться. Читать конспект, зная то, что будешь читать, гораздо приятнее, и материал внезапно становится понятным, как на ладони. Но кто вам мешает прийти и попробовать сдать, а потом, в случае неудачи, провернуть этот же фокус с подготовкой? И еще один контраргумент - знание предмета расслабляет, поэтому некоторые почти не готовятся к пересдаче, что приводит к плачевным результатам
  • это вообще не аргумент. Поспите после успешно сданного экзамена. Если вам ехать из города, часа в электричке вам вполне хватит, чтобы просидеть пару часов на экзамене. А с легкой душой и спится легче

Кроме того, вам будет очень обидно услышать от сокурсников (особенно от тех, которые готовились вместе с вами, но все же решили пойти): "Ой, это была полная лафа, пятерки сыпались направо и налево, я ничего не знал, а получил." Тем обиднее будет, будучи готовым гораздо лучше, получить на пересдаче четверку или тройку.

Каков же вывод? Вывод прост - всегда идите на сдачу, даже если у вас есть какие-либо соображения против. Не так страшен черт, как его малюют ваши мозги и чересчур живое воображение.
Единственный случай, когда не стоит идти неготовым на экзамен - это когда вы претендуете на пятерку и знаете, что в случае другой оценки вам не дадут от нее отказаться (то есть, насильно поставят вам полученную вами тройку или четверку, даже если вы попросили поставить двойку, - такое случается, но крайне редко).
 
Экзамен, нет шпор, знаний, головы, что делать?
[наверх]

Ответ на этот вопрос прост - стрелять или стреляться.
Не зная ничего и не имея подручных материалов, остается только надеяться на подручные материалы соседа. Для этого надо сесть рядом с не самым отмороженным однокурсником, про которого вы знаете, что у него есть подручные материалы и он не жлоб. Опыт показывает, что народ охотно делится ненужными (то есть, не по их вопросу) шпорами-бомбами, и что этот процесс не так сложен (то есть, шанс, что вас засекут, не очень велик, если уметь). Можно написать соседу записку с номером билета или тихо сказать, но не шепча на ухо, а просто повернув голову, не делая резких движений. Если вас засекут (что значит, что вы делали что-то неправильно - суетясь или делая страшное лицо), всегда можно сказать, что спрашивали как пройти в библиотэку (сказать преподу, что у вас кончилась ручка и вы ее просили или что вы сообщали соседу, что у того упала шпора). В вопросе коммуникации и обмена информацией с соседом, как и в вопросе использования на экзамене дополнительной литературы, самое главное - наглость. Наглость - одно из важнейших качеств успешного студента.


 
Сдал экзамен, до следующего не так много времени, когда начинать готовиться?
[наверх]

Правило одно и очень простое - не начинайте в тот же день. Это неполезно для здоровья, и все смешается к тому же в голове Облонских. Подождите, пока шелуха сданных знаний, чудом еще оставшаяся в голове после экзамена, осыплется и растает, как дым. Это, конечно, не значит, что можно халявить несколько дней после сдачи. Как правило, все знания уходят в ночь после сдачи, снясь вам на прощание в жутких кошмарах. Поэтому наш совет - начинайте готовиться на следующий день. А в день сдачи, во-первых, поспите, придя домой (ведь, скорее всего, вы спали мало), а во-вторых, обязательно позанимайтесь каким-нибудь спортом, много спать вредно.
 
Зачем нужен список билетов на экзамене?
[наверх]

Список билетов - офигенно полезная вещь. Не пренебрегайте ею и всегда берите на экзамен, а на самом экзамене - на ответ. Помочь список билетов может как в процессе написания билетов, так и на допах. Основная польза в том, что с его помощью вы всегда сможете восстановить порядок вопросов, а вместе с этим порядком что за чем - какие факты, определения и теоремы - следует. На допах, когда вас спросят, почему что-то там, загляните незаметно в список вопросов (полезно подсунуть его экзаменатору, якобы для его удобства, а на самом деле, чтобы и вы тоже видели этот список), найдите факт, о котором вас спрашивают и прочитайте вопросы перед ним. Большие шансы, что вы найдете ответ. Или хотя бы получите несколько вариантов, из которых надо выбрать правильный.
Есть еще некоторые способы использования списка билетов. Мы опишем два. Первый - получение дополнительной информации с помощью разметки вопросов. Так как много писать там нельзя - могут не понять, то обычно разметка весьма скудна, например, рядом с некоторыми вопросами ставится точка. Что это может означать - дело ваше. Это может означать вопросы, по которым шпора лежит в левом кармане, либо вопросы с теоремами, которые нужно знать наизусть или еще что-нибудь. Жирность точки можно варьировать, тогда информация будет не бинарна, а более богата.
Второй способ использования списка билетов - провокационный. Вы ставите плюсики и минусики рядом с билетом (так частенько делают при подготовке, чтобы понять, к какому билету подготовка уже закончена, а какой еще надо делать). Но на экзамене эти плюсы-минусы могут сыграть совсем другую роль. Когда вы подсунете этот список экзаменатору, он может подсознательно спросить вас на доп вопрос, помеченный минусом. И вот тут-то вам как попрет, как попрет! Если вы, конечно, грамотно расставите минусы. Если же минусы и плюсы вы расставляли по делу, то настоятельный совет - перед ответом исправьте все минусы на плюсы, не давайте козыря в руки экзаменатору, он и так найдет, в какую вашу спину воткнуть нож.

 
Уже два ночи, завтра экзамен, не успеваю подготовиться, хочу спать, что делать?
[наверх]

Переформулируем. Вы хотите спросить на самом деле - спать или не спать в ночь перед экзаменом? Тут есть два варианта - либо спать, либо не спать.-) У людей-жаворонков такого вопроса не возникнет, они в принципе до двух ночи не доживают (правда, если вы студент, к тому же живущий в общагах, то 99%, что вы - сова, даже если когда-то были жаворонком). А вот некоторые студенты-совы в такой ситуации предпочитают всю последнюю ночь перед экзаменом доучивать недоученное и дошпаргаливать недошпаргаленное.
Скажем сразу - спать НАДО. Даже если вы - сова, лучше поспать хотя бы часов пять, потом встать в шесть-семь утра, как бы вам это было не противно, и за два-три часа доучить и доповторять столько, сколько успеете. А всего вы все равно не успеете, даже не поспав ночь, с этим надо смириться и спокойно идти на экзамен. Почему же надо спать? Дело в том, что даже хорошо выспавшийся человек в процессе экзамена тупеет, а невыспавшийся уже таким приходит - с неадекватной реакцией и единственным желанием - чтобы это поскорее закончилось (что, кстати, может повлиять на решение бороться за лучшую оценку или нет). Идеально, конечно, если вы поспите часов восемь, встанете, слегка поедите, съедите шоколадку, выпьете сок, повторите быстренько все, что надо повторить и у вас еще останется время на то, чтобы побриться или покрасить ногти. Но, к сожалению, такое бывает не всегда, а бывает никогда. Несмотря на это, не верьте, что лучше не спать вовсе, чем спать всего два часа. Практика показывает, что спать нежелательно, если сон будет менее часа. Некоторые люди умудряются выспаться за 15 минут, но скорее всего, это не для вас - обычно и результат от такого сна длится час-другой, а вы можете застрять на экзамене надолго, к тому же ведь дотуда еще надо дойти. Поэтому, даже если вы засиделись до шести или семи утра (что, повторяемся, не рекомендуется - после часов трех ночи голова соображает крайне медленно, а утром после сна вы за час нагоните то, над чем бились бы часа три-четыре), даже в этом случае обязательно поспите пару часов.
 
Идти ли к аспиранту?

На этот вопрос мы отвечали уже не раз. Например, смотри глоссарий, слово "аспирант". Поясняем, аспирант - это бывший студент, причем совсем недавно бывший. Он только-только отсдавал свое. И, несомненно, помнит, КАК он это делал. Он помнит, что такое шпора, как заставить экзаменатора проговориться, если не знаешь, как доказывать теорему... В общем, статистика показывает, что аспиранты - самые лютые звери из всех экзаменаторов. Они спросят с вас все, что можно и еще чуть-чуть. Вы будете сидеть пять часов, ответите свои и чужие билеты, решите три задачи и все равно получите свое. Не надо идти к аспиранту. Идите лучше к кому-нибудь другому. К аспиранту идите в следующих случаях:

  • Экзаменатор-препод заведомо страшнее
  • Про аспиранта заведомо известно, что он лапочка (здесь, конечно, лучше не опираться на слухи, а пользоваться проверенными данными. Например, если это ваш практик. Или в случае, когда вы уже собрали статистику оценок сдающих этому аспиранту на этом экзамене - но этот подход требует времени, а вас ведь могут вызвать и вопрос вашего экзаменатора решится без вас, чего допускать нежелательно)
  • Принимают только аспиранты

Идти ли к практику?

Ответим коротко - да. Даже если практик - аспирант или же Голузина. Да даже если сам Назаров. Тут дело в том, что вы уже знакомы. Практика показывает, что "своим" оценка чаще получается выше, чем "чужим". Даже если препод-практик особо зверствует на самой практике, во время экзамена с ним может случиться удивительнейшее перерождение в лапочку. Поэтому, если про прочих экзаменаторов ничего не известно либо известно, что они нехороши (опять же, из проверенных источников либо по статистике оценок данного экзамена), то следует предпочесть практика.
 
Идти ли к практику, если он меня не любит?

И на этот вопрос ответ - да. При прочих равных. С оговорками вопроса "идти ли к практику", стоит идти и к практику, который, как вам кажется, вас не любит. Статистика показывает, что нелюбовь во время семестра забывается и приносится в жертву материнским чувствам. К тому же, может оказаться, что эту нелюбовь придумали вы сами. У меня было такое на первом курсе, когда я был уверен, что наш практик, он же наш лектор, милейший человек Владимир Владимирович Жук, относится ко мне, как к бревну. Попав к нему отвечать на экзамене, я уже приготовился к смерти и был неописуемо рад пятерке.
Конечно же, это не относится к патологическим случаям, когда вы с вашим практиком реально на ножах. В этом случае не надейтесь на всепрощение и христианское смирение.
И в заключение - тем кто не верит. Неумолимая статистика показывает, что даже такие известные и, скажем так, не самые любвеобильные преподы, как Голузина и Иванов, весьма хорошо принимали у своих. Конечно же, процент выноса у них гораздо больше, чем у многих других экзаменаторов, но процент выноса своих по сравнению с аналогичным процентом у чужих гораздо меньше.


 
Как попасть к нужному экзаменатору?

Это большой и сложный вопрос, но без полного его освоения студент не может считаться Настоящим МатМеховцем.
Дело в том, что, вопреки распространенному заблуждению, не экзаменатор выбирает экзаменуемого, а совсем наоборот. То есть, конечно, если экзаменуемый рубит фишку. Владение искусством выбора препода очень важно, это одно из главных качеств успешного студента МатМеха.

Вопрос разбивается на две части.
Первый - как вычислить нужного экзаменатора? Перед тем, как начнется экзамен, вы уже должны знать, кто из экзаменаторов на нем ожидается. Это очень важно. Если вы не знакомы с кем-то из них, узнайте у тех, кто знает, кто есть кто. Это особенно относится к пересдачам, на которых вообще может не быть ни вашего практика, ни вашего лектора. На основной экзамен практик обычно приходит, и сдавать ему зачастую самый заведомо беспроигрышный вариант. Если же вы на пересдаче, то надо собирать статистику. Не берите билет первым - вас и вызовут первым. Лучше брать где-то в серединке (есть риск, что будут начинать спрашивать с последнего, поэтому и последним не стоит брать). После этого ваша задача - как можно дольше собирать статистику, чем дольше, тем правдоподобней она будет. Через некоторое время вы сможете понять, к кому точно идти не надо, а кто раздает пятерки направо и налево. После этого вы должны телепортироваться к этому последнему за своей пятеркой.

Итак, мы подошли ко второй части вопроса - как попасть к милому вашему сердцу экзаменатору. Тут есть несколько техник.

Первая - искусство телепортации. Это когда предыдущий отвечающий встает, а вы через мгновение уже сидите на его месте. Тут главное не ошибиться. Потому что претендент на экзаменаторство вас может сказать, что, мол, он сегодня больше не принимает и идите-ка вы к самому злобному преподу или же пойдет покурить или же у него есть кто-то, кто сел дописывать задачу и т.п. Так к искусству телепортации добавляется искусство выбора момента. К тому же надо учесть, что, кроме вас, в аудитории могут найтись другие Настоящие МатМеховцы, в совершенстве владеющие искусством телепортации.

Вторая техника - банальное отоваривание по карточкам, она же очередь с записью. Это когда вы, переглядываясь со своими однокурсниками и показывая друг на друга пальцами, договариваетесь, кто в какой последовательности встает на освободившееся место. В этом случае надо учитывать, что очередь может быть длинной и вас вызовут гораздо раньше к кому-нибудь другому. Некоторые перед лицом неминуемой погибели предпочитают нарушить джентльменское соглашение об очереди и немедленно телепортироваться вне очереди. Не скажу, что это очень плохо, но на вас могут обидеться.

Третья техника очень проста. Она заключается в том, чтобы придти на досрочную сдачу. Это гарантирует вам то, что у вас будет принимать лектор. К тому же зачастую на досрочной сдаче "верят на слово" (то есть, принимают по-доброму), потому что двоечники на досрочную сдачу обычно не ходят.

Подытоживая, надо сказать, что вы и только вы выбираете экзаменатора. Не ошибитесь в своем выборе и ответственно подойдите к процессу телепортации. Это залог вашего успеха.

Первым отвечать или последним?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Кто-то из экзаменаторов любит первых отвечающих (даже предлагает таковому оценку на балл выше) и ненавидит засидевшихся, кто-то наоборот, отыгрывается на первых, пока еще свеж, и халявит на последних (экзаменаторы тоже люди и тоже устают под конец экзамена). Доходит до смешного. Однажды одному моему одногруппнику, с грехом пополам ответившему только один вопрос из билета, не написавшему второй в принципе и не решившему задачу, поставили пять после того, как экзаменатор поговорила с ним о тяжелой жизни, о сдаваемом предмете, объяснила второй вопрос и решила задачу. После всего этого она сказала, ну, мол, вот видите, со всем ведь разобрались? Молодец! Отлично вам ставлю... Стоит ли говорить, какими выражениями и цензурными ли ругались пошедшие раньше и получившие четверки ребята (в том числе автор), знавшие заведомо больше и просто решившие задачу не с первой, а со второй попытки.

При решении, идти или не идти, руководствуйтесь данными из проверенных источников, касающимися предпочтений экзаменатора. Также учитывайте, что вы устаете, даже если просто сидите и ничего не делаете, поэтому в этом случае лучше идти отвечать, пока не наступило полное отупение.

Есть еще вопрос - идти в первую очередь на экзамен или во вторую. Первая очередь обычно начинается в 10-00 с началом экзамена, вторая - около 12-ти, когда первую начинают потихоньку выносить. Тут все проще. Если вы чего-то недоучили и уверены, что эти два часа вам помогут - идите во вторую очередь. В это время бывает полезно доучить/доповторить определюшник. Другое у вас вряд ли выйдет. Учтите, что два часа превратятся в час - потому что вы будете общаться со своими однокурсниками, распрашивать вышедших и т.п. Также учтите, что перед смертью не надышишься, и вовремя закройте конспект с мыслью, что все, что надо, вы уже знаете. Не стоит идти во вторую очередь, чтобы разобраться с какой-то теоремой, выучить последние 20 вопросов и т.п. Первое совершенно не нужно - эта теорема вам не попадется, второе абсолютно нереально. Учить стоит только какие-то вполне осязаемые и заведомо полезные вещи наподобие определюшника.

Куда садиться на экзамене?

На первую или на последнюю парту? Конечно же, все стремятся на последнюю. Доходит до смешного - если немного сдающих, бывает, что последний ряд полностью занят, а первые полностью свободны. При выборе места учитывайте такие факторы, как наличие стенки (она гарантирует, что с ее стороны за вами не следят), наличие "двойного дна" в парте - то есть, места под крышкой, куда можно положить шпоры/конспект так, чтобы его не было видно, просматриваемость и т.п. Учтите также, что некоторые преподаватели справедливо полагают, что за последней партой сидят списывальщики, поэтому либо будут априори считать, что вы списали либо, еще хуже, будут постоянно шпионить за тем, что вы делаете. Идеальный вариант - третий (не последний) ряд у стены за спиной мощного товарища.

Как одеться на экзамен? Не хочу бриться, это плохая примета.

Опрятно. Вечернее платье необязательно, как и фрак-смокинг-прочая ботва. Нежелательно, чтобы от вашей одежды пахло вчерашним костром с шашлыками - будут завидовать. Вонючие носки - тоже не лучший вариант.

Что касается пиджака, то это хороший способ пронести шпоры и вообще большие количества подсобных материалов, включая даже конспект и учебник. Преподы это прекрасно знают, поэтому частенько относятся к носителям пиджаков (особенно девушкам и особенно летом при +25) подозрительно. Хотя, безусловно, им приятно, что люди приходят не в мятых майках.

Что касается бриться, то это необязательно. Это может даже указать на вашу упорную подготовку. Сальные волосы - это минус. И совсем никуда не годится запах перегара изо рта. Его, несомненно, лучше побрить. Учтите, что сильный запах может не зажеваться даже самой мятной из жувачек, тем более, что перед ответом вам придется ее выплюнуть (иначе препода будет раздражать уже движения ваших челюстей).

Нужен ли определюшник? Когда писать - до шпор или после?

Определюшник НУЖЕН. Даже если вы все в конспекте прочитали и разобрали, очень полезно иметь перед глазами на бумажке все результаты, полученные в этом конспекте, наряду со всеми важными определениями. Многие экзаменаторы спрашивают на допы только формулировки. Попав к такому преподу, вы, успешно списав вопрос и зная определюшник, можете получить пять, даже если вообще больше ничего не знаете.

Писать определюшник надо не до и не после, а во время. Когда вы читаете конспект и пишете шпоры, выписывайте определения и теоремы на отдельную бумажку. Это первый этап запоминания. После прочтения конспекта, у вас на руках будут: некоторые знания, шпоры и определюшник. Если времени до экзамена осталось немного, бросайте все и учите определюшник. Есть неплохой способ его выучить - написать карточки. С одной стороны карточки термин или название теоремы, с другой - определение термина или формулировка теоремы. Три раза пройдите эти карточки - и вы все знаете. Самое главное - ответы на карточки ПИШИТЕ, а не вспоминайте про себя. Моторная память - один из самых мощных видов памяти.


 
Сколько можно сидеть на экзамене?

Теоретически - до конца экзамена. Практически обычно смысла в этом нет. Идеальное время сдачи - до трех часов "грязного" времени (включая написание вопроса и ответ). Четыре часа - это уже достаточно много. К пяти часам пребывания на экзамене человек тупеет окончательно, и все его результаты даются очень большим напряжением воли. До пяти часов сдачи лучше не доводить. Попытайтесь отстреляться раньше. В силу этого соображения и с началом ответа лучше не затягивать. У меня были экзамены и пятичасовые и даже шестисполовинойчасовые, которые закончились победой, но состояние нестояния (то есть, никакущее состояние) после этого продолжалось весьма долго и даже радоваться сил не было.
 
Экзамен, не знаю, как доказать теорему/решить задачу, что делать?

Для этого существует, в частности, метод раскрутки препода. Подробнее смотри статью "Отмазки на МатМеховских экзаменах", отмазку "кажется, следует отсюда".
 
Как достать шпору? А если 160 билетов?

Больше наглости, господа, больше наглости. На экзаменах студентов, особенно младшекурсников, постигает паранойя в виде мании преследования преподавателями. Им кажется, что за ними следят, за каждым движением. Смело доставайте шпору, никто за вами не следит. При это главное не делать такое лицо, что сразу понятно, что вы НАРУШАЕТЕ ЗАКОН. Не краснейте, не бледнейте, не сопите и не делайте резких движений. Даже если в момент доставания из широких штанин шпоры на вас в упор взглянет экзаменатор, спокойно, как ни в чем не бывало, завершите процесс. Будете дергаться - точно засекут, а будете спокойны - никто ничего не заметит, главное сделать вид, что все в порядке.
Тем же, кто неспособен на такие подвиги, надо улучать момент. Для того, чтобы успешно вытащить шпору, вам нужно продумать организацию складирования шпор и стратегию доставания нужной шпоры. Для этого существует множество методик. Все шпоры в одном кармане хранить плохо, особенно в случае 160-ти билетов. Лучше их раскидать по карманам. В этом случае у вас должна быть мастер-шпора, на которой нарисована карта шпор - какие номера в каких карманах, чтобы вы не делали безрезультативных попыток, которые подорвут ваш боевой дух. Есть другая техника - использование скрепок. Например, вы скрепляете каждые 10 шпор и сначала отсчитываете в кармане нужный десяток. А там уже все просто.
Еще один замечательный способ подсказал нам один из наших читателей. Он пользовался очень простой техникой. На первой сдаче он помечал свой билет и, если не сдавал экзамен, просто-напросто учил этот самый билет. По-моему, гениально. Правда, на основном экзамене не поможет.
У меня было свое ноу-хау - шпоры в кипе чистой бумаги. На старших курсах, когда пользование шпаргалками стало унизительным, да и материал на них уже не помещался, я писал все сложные вещи на листочки формата A4 (обычно весь курс умещался в 3-4 листка), которые складывал пополам и помещал между штуками десятью чистых листов A4. Эти шпаргалки доставать и не надо было - они весь экзамен лежали у меня на столе. В случае чего всегда можно сказать, что они написаны прямо сейчас - главное тут, чтобы цвет ручки совпадал.
Тут еще нельзя не упомянуть, что к старшим курсам студенты уже не пользуются шпорами и бомбами. Они пользуются конспектами и учебниками. И вы тоже так будете делать.
 
Сколько ни сдаю экзаменов, всегда не успеваю. Каков оптимальный график подготовки к экзамену?

Вы знаете, этот вопрос, наверное, задают себе все студенты и со всевозрастающим удивлением. Казалось бы, с каждым следующим сданным экзаменом студент должен все лучше и лучше готовиться, все больше и больше успевать, но... Но почему-то действует закон сохранения - всегда не хватает одного дня. Это удивительный, но неоспоримый факт. Поэтому тут надо смириться и пытаться заставлять себя работать в первые дни подготовки. Потому что обычно все знания усваиваются в последние один-два дня, когда подготовка уже идет в режиме аврала, ибо отступать уже нельзя, позади Москва. Залог хорошей подготовки - это раннее ее начало и активные потуги с самого первого дня. Хотя это и очевидно (и лениво), но ничего более умного посоветовать вам не можем.
 
На какие лекции ходить, а на какие нет?

Это вам надо решить после того, как вывесят расписание и вы его перепишете. Спросите у старших братьев, где намечается ж... Вам обязательно подскажут, какие экзамены и зачеты сдаются особенно большой кровью. На эти теорию/практику надо будет ходить. Я раскрашивал расписание в три цвета - не надо ходить (всякая лабуда, спецкурсы, на которые ходить не хочется, и то, что сдается легко), нужно бы ходить (то есть, можно временами пропускать, например, 50:50) и обязательно ходить. В число обязательно ходить, например, входила матфизика.
 
Ходить ли на физкультуру и английский?

Конечно, хотя и можно пропускать. Не знаю, как сейчас, но раньше незачет по физкультуре или по английскому считался как два обычных незачета и, при наличии еще одного незачета, вас могли не допустить до сессии. Далее, зачет по математике вы в конце концов обязательно получите, а с физкультурой и английским этого никто не гарантирует. Например, все домашнее чтение за раз сдать не разрешают, и вы будете ходить и ходить сдавать, а сессия тем временем кончится.

домой | легенды | Неделя | eМисс | фото | юмор | общение
[авторы и благодарности]
         Сайт выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета     © авторы сайта