[ДМ 42: в начало]
[о матмехе в лицах]
[неделя и около]
[eMисс матмеха]
[фоторепортажи]
[матмеховский юмор]
[форум, гостевая книга]
Классификация отмаз на МатМеховских экзаменах (заключение)
(Начало      Полный текст)
  • Отмаза типа "все правильно". Применяется на наезд экзаменатора по типу "2" ("у Вас здесь все неправильно"). Произносится таким же уверенным тоном, как и отмаза "такого не было". Вариант диалога:

    - Мне кажется у Вас тут где-то ошибка.
    - Нет, у меня здесь совершенно все точно.

    Отмаза тоже весьма жалкая. Цель отмазы - либо (в лучшем случае) вынудить экзаменатора сказать "да, наверное", либо заставить его указать точное место ошибки. Применять для достижения первой цели имеет смысл только, когда препод колеблется, на уверенного в вашей ошибке экзаменатора подобные высказывания действуют как красная тряпка на быка - вплоть до выноса с арены. Для достижения второй цели отмазу можно применять в более широком ряде случаев, но следует иметь в виду, что работа по нахождению экзаменатором и указанию вам ошибки небесплатна, а оценивается в полбалла-балл. Поэтому стоит пользоваться этой отмазой только в безвыходных ситуациях.
    Риски отмазы - навлечь гнев экзаменатора, богов и Высшей Сути Вселенной в случае, если у вас неправильно или все правильно, но вы не знаете, почему.

  • Отмаза типа "это из другого билета". Применяется в случаях, когда экзаменатор хочет услышать от вас больше, чем написано в ваших листочках. Вариант диалога:

    - Это у Вас все? А как же обобщенная теорема?
    - А обобщенная теорема в следующем билете уже.
    - А-а, ну тогда сформулируйте мне обобщенную теорему и перейдем ко второму вопросу.

    Цель отмазы - не отвечать доказательства и даже формулировки чего-то, чего вы не знаете, утверждая, что это что-то лежит за границами вашего билета. Грамотный экзаменатор, правда, все равно спросит формулировку, даже если вы убедите его, что доказательство вам приводить не положено. Есть такие экзаменаторы, которым вообще плевать на разбивку билетов и они все равно спросят вас доказательство, а попытку сослаться на другой билет воспримут как бунт.
    Риски отмазы - если под рукой у экзаменатора экзаменационные билеты, он может не полениться посмотреть, не вре... не придумываете ли вы. Еще ему может быть плевать, так это или нет. Также не стоит применять отмазу, отвечая собственному лектору - он обычно помнит, как разбивал вопросы и, даже если их нет под рукой, уличит (и улЕчит) вас с поличным. Учитывая все эти риски, можно применять эту отмазу в достаточно широком ряде случаев.

  • Отмаза типа "кажется, это следует отсюда". Применяется в случаях, когда экзаменатор, грозно зыркая глазами, спрашивает, а откуда взялась сия формула. Вариант диалога:

    - А откуда следует интегрируемость вот этой функции?
    - (неопределенно тыкая в листик пальцем) Кажется, вот отсюда.
    или
    - (показывая на несколько теорем) Из вот этой теоремы следует.

    Цель отмазы двойственная, а то и тройственная. Во-первых, она поможет Вам выиграть время, а значит, подумать ("если они есть" (С)), правда, за это частенько приходится расплачиваться добрым отношением к вам экзаменатора. Во-вторых, вы можете и угадать, откуда что следует, и неопытный экзаменатор может не спросить у вас объяснений, почему это действительно отсюда, а просто удовлетворенно сказать, мол, да, правильно. Если вы достаточно неопределенно показывали, то шанс попасть в нужную теорему (то есть, в группу теорем) возрастает, правда, вместе с шансом, что вас попросят уточнить, куда же вы ткнули. Ну и, наконец, третья цель - самая главная. Это так называемая "раскрутка препода". Владение в полной мере этим мощнейшим инструментом способно творить на экзаменах чудеса, тем более, что даже многие грамотные экзаменаторы подвержены раскрутке при не менее грамотном подходе. Конечно же, есть и абсолютно пуленепробиваемые экзаменаторы, один из них специально носит значок "здесь вопросы задаю я", подчеркивая, что он стоек к раскрутке. Итак, расскажем поподробнее о методе раскрутки.

    МЕТОД РАСКРУТКИ

    Метод раскрутки - это более общий случай отмазы "кажется, следует отсюда". По большей части он заключается в умении полувопросительным тоном высказать некоторое утверждение, которое препод должен оценить. Например, при ответе на билет это может быть "кажется, это следствие теоремы Фубини", при решении задачи (если оно происходит итеративно) - "мне кажется, тут надо как-то применить теорему единственности". Если экзаменатор хоть как-то отреагировал - вы получили информацию. Это может быть даже ответ "нет" - даже в этом случае вы стали умнее. Еще лучше, если вам начинают подсказывать. Еще лучше - если вам начинают подсказывать и не замечают этого. На первом курсе на экзамене по алгебре мне удалось (будучи совсем неопытным) раскрутить экзаменатора-аспиранта на то, что он практически сам решил мне задачу на пятерку. Я только подкидывал ему идеи. Несмотря на то, что задачу таким образом я решал два часа (а теорию сдал за час), я не лишился расположения экзаменатора и-таки получил свою вымученную пятерку, которую, как считаю и до сих пор, заслужил. Итак, когда вы чего-то не знаете, попробуйте воспользоваться знаниями преподавателя, высказывая вопросительным тоном некоторые имеющие отношение к действительности утверждения, факты и теоремы. Ваша цель - добиться оценки своих высказываний, а в лучшем случае - прямой подсказки. В самом идеальном случае препод вздохнет, возьмет ваш листочек и сам все вам объяснит.
    Риски отмазы и метода раскрутки: попасть пальцем в небо. Если вы скажете полнейшую лажу, то лучше бы вы этого не говорили. Поэтому методом раскрутки не следует пользоваться оголтелым троечникам, совершенно не рубящим. Если вы считаете, что примерно понимаете, что к чему, смело приступайте к раскрутке. В этом случае вы сами сможете оценить, предлагаете вы лажу или нет, и не предлагать лажу. Второй риск - попасть на не просто грамотного, но и стреляного экзаменатора. Это экзаменаторы в возрасте или же желторотые аспиранты, сами только что пользовавшиеся такими же приемчиками. Они сразу вас раскусят и сделают у себя в голове пометку, что вы - хитрый, прожженый, пронырливый и скользкий тип. После этого внушить им доверие обратно и доказать, что вы все-таки понимаете предмет, будет очень сложно. Не верьте аспирантам и преподавателям с только появившейся сединой! (несмотря на то, что и среди них попадаются вполне толерантные люди)
    Настоящие МатМеховцы умеют и активно пользуются методом раскрутки. Это одно из важнейших умений успешного студента МатМеха. Осваивайте и пользуйтесь на здоровье вашей зачетки!

  • Отмаза типа "trust me" или "отложенное доказательство". Отмаза для уверенных людей. Применяется в случаях, когда вы не знаете доказательства какого-то факта, на который опираетесь. Вариант диалога:

    - Из леммы один следует, что ряд сходится абсолютно.
    - А где доказательство леммы один?
    - Сейчас расскажу, после доказательства этой теоремы.

    Весьма рискованная отмаза, которую стоит применять только в случае длинных теорем. Например, теорема на листочек и лемма используется в самом ее начале. Цель отмазы - проскочить доказательство без ощущения экзаменатором, что вы где-то налажали. Если вы просто скажете, что не знаете, как доказывается лемма, это повлечет санкции. Если же вы усыпите бдительность, заверив экзаменатора, что доказательство будет, то в конце доказательства у него не будет никаких отрицательных эмоций. Ваша цель - в этот момент закруглить разговор об этой теореме и быстро перейти к следующей теме. Тогда есть шанс, что вас не спросят доказательства факта, который вы используете.
    Риски отмазы: ну, а если вас все-таки спросят доказательство, которое вы уже анонсировали, берегитесь! Потому что признаться, что вы его неспособны написать, уже нельзя. Идеальный вариант, конечно, в этом случае иметь некоторое лажовое доказательство, которое хоть сколько-нибудь похоже на доказательство. Его, безусловно, опровергнут, но вы не будете выглядеть обманщиком.

  • Отмаза типа "у меня где-то ошибка". Это подвариант метода раскрутки, но настолько распространенный, что стоит вынести его в отдельный вид отмазы. Обычно применяется на задачах или на длинных доказательствах. Цель отмазы - получить подсказку, где же у вас ошибка и вообще втянуть экзаменатора в процесс решения задачи/доказательства теоремы.
    Риски отмазы - такие же, как и в методе раскрутки. Препод может ответить вам: "Да, у Вас действительно где-то ошибка". Но даже и в этом случае ничего страшного не произойдет, так что это одна из самых малорискованных отмаз, что делает ее широкоприменимой.
Заключение

Ну вот вы, наконец, и ознакомились с кратким вводным курсом отмазок на МатМеховских экзаменах. Как и было сказано в самом начале, это лишь базовые вещи, вещи, которые должны быть известны каждому МатМеховцу, который стремится стать Настоящим. На этом пути нет совершенства. Вы будете изобретать свои, может быть, новые, может быть, хорошо забытые старые отмазки, будете совершенствовать описанные. Ваше актерское мастерство, вещь, несомненно, исключительно важная на экзаменах, будет расти, и в конце концов...

А что же в конце концов? В конце концов, вы получите диплом, так и не достигнув нирваны. Возможно, вы напишете продолжение этого труда. Возможно, сами станете экзаменатором и будете тщательно следить за собой, пытаясь не попасться на удочку безграмотного, но хитрого студента. И все равно в этом случае вас поймают. Ведь на каждую хитрую...

домой | легенды | Неделя | eМисс | фото | юмор | общение
[авторы и благодарности]
         Сайт выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета     © авторы сайта