[ДМ 42: в начало]
[о матмехе в лицах]
[неделя и около]
[eMисс матмеха]
[фоторепортажи]
[матмеховский юмор]
[форум, гостевая книга]
Классификация отмаз на МатМеховских экзаменах (продолжение)
(Начало      Полный текст)
  • Отмазка типа "можно выйти". Применяется как на доп, так и на утверждение, что что-то неправильно. Варианты диалога:

    - А что такое абсолютно сходящийся ряд?
    - Ой... извините, а можно выйти?
    или
    - Извините, но мне срочно нужно в туалет, иначе...

    Эту отмазу сложно применить в логичном контексте. То есть, повернуть разговор так, чтобы ваша просьба была логична, чрезвычайно трудно. Поэтому применять ее лучше с отмазой типа "сейчас вспомню", подождав, пока экзаменатор займется другим несчастным, если тот есть. Если такого нет, то положение снова осложняется.
    Цель отмазы проста - выйдя, посмотреть, что же от вас хотят услышать. Несмотря на кажущуюся простоту, в этом имеются некоторые сложности.
    Первая - в чем посмотреть? В конспекте? Если он в аудитории, то возникнет проблема, как его оттуда незаметно вынести. Если не в аудитории, то надо договариваться с товарищами, сдающими во вторую очередь. При этом надо гарантировать, что они не пойдут сдавать, покуда вы не отмучались. Просто так оставлять в коридоре - ненадежно. Да и мало ли, препод выйдет с кем-нибудь поговорить, вот вы обломитесь! Были умельцы, прятавшие конспект непосредственно в туалете, но для этого надо быть знатоком укромных мест ближайшего заведения, что, как минимум, означает заблаговременную рекогносцировку местности. Так что, не все так просто. Безусловно, с бомбами или шпорами дело проще, если вы не забыли положить их обратно в карман, а не оставили, как последний чилийский лох, на рабочем месте, что будет очень больно обнаружить в туалете.
    Вторая сложность - посмотреть, осознать и усвоить за разумное время, что, к счастью, с помощью потаенных магических сил обычно происходит автоматически.
    Третья сложность заключается в актерском мастерстве. Осознается далеко не всеми студентами, но сразу после сложного похода в туалет показывать свои невесть откуда взятые знания нельзя. Обязательно надо помычать, написать пару промежуточных формул и лишь потом получить окончательный ответ.
    Риски этой отмазы - могут банально не пустить. Нет, конечно, вас не будут держать все те четыре часа, что вы отвечаете, но могут заставить признаться, что вы не знаете ответа на заданный вопрос. Поэтому нужно быть как можно более убедительным, для чего опять-таки потребуется актерское мастерство. Могут проследить, что вы пошли именно в туалет (необязательно специально, просто, например, преподу захочется покурить или поговорить с умным, но совершенно не вовремя завалившимся аспирантом ), что, в общем-то не очень страшно, если вы по своей неграмотности не зависите от местоположения подручных материалов (т.е. они все у вас с собой). И наконец, обязательно будут пытаться понять, не узнали ли вы в туалете чего-то нового.

  • Отмазка типа "сейчас вспомню". Применяется, когда вам задали вопрос, на который вы не знаете ответ и не имеете никакого шанса его, ответ, получить. Вариант диалога:

    - Это откуда? А ну-ка мне теоремочку Больцано-Вейерштрасса!
    - Вальсано-Верерштарасса? Сейчас-сейчас, помнил вот только что, там еще такой интеграл, от минус этого, ну, как его, по дэ-икс... Сейчас вспомню...

    Целью отмазы является либо протянуть время, либо дождаться подсказки экзаменатора, у которого таких, как вы, балбесов, еще целая аудитория. За то время, пока вы "думаете", можно и нужно предпринять какие-то шаги по спасению рук утопающего. Бессмысленно просто сидеть и надеяться на чудо. Грамотный студент частенько применяет эту отмазу в сочетании с отмазой "можно выйти" или "можно сесть на место подумать". В случае недостижения цели, имеет три продолжения - вынос вас с экзамена, либо применение двух указанных выше отмаз.
    Риски этой отмазы - нельзя "пытаться вспоминать" что-то очевидное. Этого вам не простят, и вы получите свою тысячу лет на каменоломнях. Например, что такое непрерывность функции, что такое производная и как зовут лектора. Нельзя повторять эту отмазу несколько раз подряд (максимальное количество индивидуально и зависит от экзаменатора и от того, насколько он спешит) - экзаменатор просто задаст другой вопрос, поставив за этот вопрос у себя в голове "минус". Ну и, пожалуй, последнее - экзаменатор взбесится, если вопрос является частным случаем факта, который вы только что доказывали.

  • Отмазка типа "можно я сяду на место подумать". Вариант диалога:

    - Ваше доказательство совершенно неверно.
    - Можно я сяду на место подумаю? А то я тут место занимаю, а там люди уже готовы.
    или просто постановка перед фактом:
    - Я на место сяду, повспоминаю. (собирая все листки в пачку и привставая)

    Целью этой отмазы является то же самое, что и в отмазе "можно выйти", а именно почерпнуть знания из более умных, чем вы, источников. Но, в отличие от можна выйти, отмаза смотрится гораздо логичнее, посему и воспринимается положительно в гораздо большем количестве случаев. Также процент удачи зависит от того, сколько сдающих в этот момент у экзаменатора. Идеальный вариант - больше двух. Тогда вас отпустят почти наверняка. Худший вариант - ни одного.
    Риски отмазы - экзаменатор может вас не понять, если он подсел к вашему рабочему месту. Также учтите, что вы являетесь объектом повышенного внимания, поэтому пользование дополнительной литературой будет затруднено, особенно если вы сидите на первых рядах. Следующий риск - как и в туалет, могут не пустить, причем оснований для этого будет больше, потому что вы не предъявляете форс-мажорные обстоятельства. Еще один риск в том, что экзаменатор может априори счесть, что вы списали, что повлечет за собой разнообразные последствия. У автора, например, был случай, когда на экзамене по теормеху, на котором списывали все абсолютно, ему давали три раза сесть подумать, но на последний вопрос на пятерку сказали: "Вот напишите мне уравнение Лагранжа второго рода в обобщенных координатах, но только прямо здесь". После чего пришлось излагать аргументы, почему тройка - это мало.
    Эту отмазку следует широко и активно применять, учитывая все риски и будучи к ним готовым. Также вы должны быть уверены, что "мой дом - моя крепость", то есть, ваше рабочее место должно быть подготовлено перед ответом, чтобы, вернувшись, вы могли сразу воспользоваться всем, что нужно, но это все было бы сложно засечь, пока вы отвечаете. То есть, конспект на столе оставлять не следует. Но и не иметь ничего за душой нельзя - если на вашем месте (и в ваших карманах) ничего нет, то и идти туда незачем.

Продолжение

домой | легенды | Неделя | eМисс | фото | юмор | общение
[авторы и благодарности]
         Сайт выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета     © авторы сайта