[ДМ 42: в начало]
[о матмехе в лицах]
[неделя и около]
[eMисс матмеха]
[фоторепортажи]
[матмеховский юмор]
[форум, гостевая книга]
Истории / Люди/ Номера

Вова Ушаков
Вова Ушаков
Услышать об Ушакове какой-либо отзыв, кроме восхищенного, крайне сложно. Колоритный актер, сценарист, автор и участник множества легендарных номеров на факультетских мероприятиях... Именно Вова нарисовал нашего горделивого дракона, значок с которым мы все носим на майке, на которой, в свою очередь, напечатан тот же дракон. После мучительного уговаривания - нескольких недель обмена паролями "лочная" и "очная" (конспирологические сокращения слова "булочная") в аське, вызванивания в 5 утра и, наконец, личного воздействия во время Открытия, скромный Вова наконец-то уломался и любезнейше позволил себя опросить. Итак, яркий, неповторимый и легендарный Вова Ушаков!

Дело происходит на сачке за маленьким восьмерным кофеем и сигаретами.
 
Юрик: Привет, Вова.
Вова: Привет.
Ю.: Давай тебя спросим для начала, когда ты выпустился.
В.: О! Я очень ждал и боялся этого вопроса. Я, честно говоря, могу только какие-то предположительные оценки дать. (смеются)
Ю.: Ну приблизительно. В каком десятилетии?
В.:

В прошлом веке - это точно. А вообще теоретически поступил я, по крайней мере, совершенно точно знаю, что в 84-м. В 86-м ушел в армию, в 88-м вернулся и еще продолжил. Три года - это девяносто первый, и как-то так получилось, что еще год здесь валандался, значит, теоретически, 95-й. Теоретически. Ну, после аспирантуры.

Ю.: В армию-то чего забрали?
В.: А у нас тогда всех забирали. То есть, не всех, забрали наш курс и следующий после нас. Следующий после нас курс отпустили, кого через год, кого через полтора, а вот весь наш курс, он полностью... Подпал.
Ю.: Наверное, эти вопросы уже читал...
В.:

Я читал только вот это интервью с Вернером, и не сильно много чего помню. Помню, прикололся, что там были эти совершенно левые ссылки на какие-то... вот это классно сделано, прикольная тема... еще подумал, что, наверное, много трудов это стоило...

Ю.: Слушай, да... бальзам... Ладно, спрошу, хорошо ли ты учился.
В.: В общем... нет. После интерната первый курс учился очень хорошо.
Ю.: Ага, ты интеровец?
В.: Да. Там потому что все было просто и все то, что уже проходили. Ну тогда, наверное, расслабился и это... Хотя я и в интернате тоже плохо учился.
Ю.: Общественная жизнь как-то мешала?
В.: Блин.
Ю.: Сильно?
В.:

Да понимаешь, как бы... нельзя сказать там, что общественная жизнь мешала. Ну, я в это время занимался какими-то, условно говоря, общественно-полезными репетициями, а кто-то там точно так же гулял и занимался чем-то другим. Именно ли общественная жизнь мешала или это просто так сказать... ну, тяжело проснуться к третьей паре...

Ю.: Не говори! В чем на Неделях участвовал?
В.: Хороший вопрос.
Ю.: Тоже не помнишь?
В.: В чем я на Неделях не участвовал? Ну, пум-пум-пум-пум-пум, в чем я не участвовал, в чем я не участвовал? В этих самых, в "Что? Где? Когда?" не участвовал.
Ю.: А в остальных как участвовал?
В.:

Ну, Недель-то много было. Какая-то Неделя там, когда мы начинали "Белыми Ангелами"...

Ю.: Что такое "Белые Ангелы"?
В.: Группа товарищей. Изначально это был КВН с преподами, когда преподов вынесли просто... (подбирает слово)
Ю.: В каком году?
В.: Не помню. Можно восстановить каким-то образом, что-то типа 87-й - 88-й. Так вот, исторически сложилось, что эта группа, которая занималась КВН, она называлась "Черные Монахи". И, так сказать, по принципу э-э...
Ю.: Контраста.
В.:

Да, контраста... Там Сергей Евгеньевич Чернышев такой, я тебе дам его адрес почты, его надо опрашивать обязательно, легенда-то та еще! Сопиков, Наташка Степанюк, Сашка Товстик... Мы чего-то выступили, понравилось... Особенно Серега Чернышев, он это называет "ш-ш-ш", когда народ хлопает, это для него, тык скыть, манна небесная... Я-то достаточно спокойно к этому отношусь, хотя все равно это ж приятно. Типа да, народ хлопает, что-то такое. Так вот, понравилось, репу почесали, сели в пятницу вечером, написали ДМ. Вот так, в пятницу вечером. Без всяких стихов, просто такой капустник типический. Ну, и чтобы как-то это коррелировало с "Черными Монахами", вдруг типа не запомнили, назвали "Белыми Ангелами", и как-то так понеслось.
На том ДМе было много песен, я уж не знаю, сохранились они хоть в каком-то виде или нет. Со средствами записи тяжело было. И была там песня, мы тогда пытались условно позиционироваться как молодые меньшевики, аналогия она понятна. Но не прижилось, одна песня только получила название, "Песня молодых меньшевиков" или как-то так, потому что там было некоторое количество знакомых слушай, у тебя таракан сзади ползает, клллассно!

Ю.: Уйди! (шум борьбы с тараканом)
В.: (задевает микрофон) О, блин! Ну все. Раз-раз-раз! Я хороший мальчик.
Ю.: Так, на чем мы остановились? Тут вот все, все в один голос вспоминали балет "Буратино".
В.: Было такое, да.
Ю.: Может, чего-нибудь расскажешь про то, как оно придумывалось?
В.:

С трудом помню. Это тему мы обсуждали за год до ДМа еще... Жалко, что Сереги Чернышева уже не было, он уже уехал, кстати, по этому можно восстановить, когда ДМ был. Ну мы, Цейтин там, в частности, был... А! Игорь Цейтин такой, ни фига себе забыл! Титан был, вот надо с кого статьи трясти, всякие там интервьюшки. Он там две роли играл. Папа Карло был типичный Серега Чернышев. Ну, мы видели еще до этого балет "Лошадиное озеро", то есть, это не с нуля было придумано. Была еще система стройотрядов, ДМ был как бы так, вот, а был фестиваль ССО - такая, в общем, значительная штука...

Ю.: Где? На МатМехе?
В.:

На МатМехе, на МатМехе. Может и в городе что-то такое было... (задевает микрофон) ой, я все забываю про эту хрень... Неформальная такая структура там была, этот фестиваль, кто-то там деньгу зашибал, а народ поскольку на что-то подвигается, хотя бы даже деньгу зашибать, как-то чуть-чуть бодрее выступает. Это была суперская штука, этот фестиваль. "Сказка" там тогда выглядела, по крайней мере, первые движки, очень ровненько, никуда ничего не выпиралось. Потом это все сдохло и система сдохла, а "Сказка" осталась, поскольку она завязана-то была на лагеря, которые тоже остались.

Ю.: Шпионы донесли, что ты был последним секретарем...
В.: Был.
Ю.: ...комсомола.
В.: Комитета комсомола. Реальная историческая личность.
Ю.: А что это такое?
В.: Комитет комсомола?
Ю.: Нет, что такое комсомол, это я еще примерно представляю. В чем заключалось...
В.: Тут курить-то можно вообще?
Ю.: Курить можно.
В.:

Хорошо тут у вас. На самом деле ровно тем же самым занимался, чем занимался как бы и не будучи секретарем комитета комсомола. А еще это дало мне возможность еще год проваландаться и при этом получать даже какую-то зарплату.

Ю.: Понятно.
В.: А чего ты так обрадовался? Нельзя такие вещи писать.
Ю.: Думаешь? Сейчас-то уже все равно, партия не обидится.
В.: Да, а вдруг наши вернутся? (смеются)
Ю.: Какое самое большое впечатление от ДМов?
В.: Все впечатления от ДМов - это то, что происходило за кулисами, потому что там ржали и отрывались гораздо больше, чем народ потом ржал и отрывался, когда смотрел на то, что делается на сцене.
Ю.: Это всегда так.
В.: Угу.
Ю.: А старших братьев, там, первый курс свой - не помнишь?
В.:

Нет, не помню. Я тебе говорю, вот фестиваль ССО - это было круто, там как раз и смотрел "Лошадиное озеро" - сильнейшая штука! Это был балет, и только единственный человек, который что-то там в балете ухитрялся говорить, был Сопиков, что-то ляпнул там такое, ну это вообще личность, он не может в самом деле... "Я же врач, я не могу без телефона", вот Сопиков без того, чтобы хотя бы что-нибудь сказать... А там бородатые мужики, здоровые, там все такое. И вот один, значит, изображает, что он кладет кирпичную кладку, а чтобы это как-то коррелировало с балетом, он периодически ногой так задрыгивал, понятно, она сильно не распрямлялась, потому что он не этот, как это называется... Не помню вообще, как зовут, единственное только помню, что это было в ноль третьей аудитории. Вот из каких-то, что были когда-то там до нас.

Ю.: Как дракон МатМеховский появился, расскажи.
В.:

Вообще изначально был интеграл по замкнутому контуру, с двумя буквами ММ. Вот, потом я как-то начал все это планомерно переводить из разряда простой математической символики во что-то другое, опосредованное, отдельно стоящее...

Ю.: Тогда вообще был символ официальный у МатМеха?
В.:

Я пытался... Дело в том, что поскольку я тогда сидел даже на каких-то собраниях в деканатах, естественно, скыть, пытался пропихнуть свое детище. Но чего-то тогда не прошло, потому что решили, что это чересчур... несерьезно для МатМеха. А с другой стороны, мне казалось, самый здоровый факультет, две буквы - мудрый и могучий. Нормально, для дракона нормально. Это западная традиция - драконов считать всяким гадким зверьем, а в Китае это ж вообще... И цивилизация-то китайская - она же помудрее. Вот сегодня, на открытии был такой древний дракон, уже тоже не первый год его валандают - типично китайский дракон.
Кстати, файлы остались, причем дата создания - 95-й год. Наверное, так оно и было.

Ю.: Это дракон оранжевый? Появился в 95-м году?
В.:

Файл. До этого был милый такой дракоша... Были такие вымпелочки, где еще недалеко ушли интеграла того, но у интеграла уже такая рожица веселая появилась, червячок был с кругленьким таким шариковым пузичком и членистым таким тельцем, чтобы змеевидность какую-то придать. Я тогда в "Сказке" занимался всякими нашивками и этот вымпелок заказывал художникам. Были такие художники подпольные, ездил к ним на Гражданку. Потом я одному подпихнул нарисовать нечто такое. Он мне нарисовал ну какую-то... ну хрень полную, совершенно... понимаешь, хотелось чего-то посерьезнее... ну, я сел, сам этого дракона, которого рисовал в файлах, перерисовал... причем я его сначала руками рисовал, контур по крайней мере; какие-то части тела по анатомическому атласу даже смотрел. Нарисовал я его, отсканировал и потом рисовал PhotoFinish'ем. Растровый редактор, вообще это первый опыт борьбы с растровыми изображениями. Зато сейчас дизайнером работаю.


Было
Стало
Эволюция МатМеховского Дракона
 
Ю.: Списывал на экзаменах?
В.: Вот, блин, ну началось. Да списывал, да.
Ю.: Пользовался хитроумными приспособлениями?
В.: Не-а.
Ю.: Все было стандартное?
В.: Угу.
Ю.: Шпоры? Конспекты?
В.: Конспекты, наверное.
Ю.: Сразу? Первый курс?
В.: Нет, какие вещи даже и учил... я математику сейчас уже вот очень плохо помню, да и все остальное, в общем, как-то тогда все в золотистом таком тумане мелькало... лучшее время как бы и прошло уже у тебя там таракан опять ползет.
Ю.: (таракан уже не ползет) Истории не помнишь с экзаменов?
В.: С матана как-то Натансон выгнал.
Ю.: Что сказал?
В.: Я не помню. Я просто помню, что выгнал, а тогда как раз забирали в армию, и очень неинтересно было заниматься науками. А вообще учебных воспоминаний очень мало, честно говоря.
Ю.: Какие-нибудь номера, кроме упомянутых, можешь вспомнить, которые ты считаешь культовыми? Просто сейчас уже никто этого не помнит, кроме тебя и твоего возраста...
В.: Моего возраста... вот так, типа подколол! Вадим Бобров такой писал очень много. А-а, знаешь, чего было - было "Собака Баскервилей" такое. Я слышал только в записи, причем на аудиокассете. Слышал такое дело?
Ю.: Наверное нет, я... А!!! Слушай, да! Причем на бобинах.
В.: Да, у меня "Астра-111" была, бобинный магнитофон, это было круто.
Ю.: Да-а-а... воспоминания во мне пробудил, я был классе в шестом, мы учились в одном классе с сыном Пляки, я слышал это на бобинах, на самом деле я б забыл вообще, если бы ты не напомнил... Круто...
В.:

"Не такая я злая, хоть детей мной пугают, я сама Стэплтона боюсь, сейчас... э-э... все меня обижают, есть людей заставляют, я б хотела вступить в профсоюз". Вот, понимаешь, совершенно такая суперская фраза...
А если будешь еще интервью брать, последовательно углубляясь там куда-то дальше, то надо обязательно Вадима Боброва вспоминать. Там много, конечно, еще людей, я просто всех не знаю... Мы-то писали всей толпой - Цейтин, Чернышев, а он все писал один, по моим воспоминаниям.

Ю.: Вопрос стандартный - что символизирует баобаб?
В.:

Не знаю. Я в свое время всякие еще газетки рисовал... Другая история, не знаю, что символизирует баобаб, грубо говоря, понятно, что по геометрическим размерам он свое название получил... А в свое время газета такая "Баобабник" была, выпускал, она, правда, недолго просуществовала. Помнится, еще Табунщиков стишки мне начитывал в телефон, а я их в газету вставлял... А это из списка стандартных вопросов?

Ю.: Да. Есть еще, например, такой - как ты относишься к трансформации антогонистического сюрреализма?
В.:

(скороговоркой) Ага, с точки зрения синдрома флуктуаций социальных диспропорций инвариантная экстраполяция вашей иронии в данной концепции не ассоциируется с виртуально неадекватными мистификациями парадоксальных эмоций.

Ю.: (смеется) Что-то такого типа...
В.:

Это еще в интернате придумывали такие штуки. Еще играли в солипсистов, помнится была такая игра - я был солипсистом, а все меня пытались разубедить, в том, что они не плоды моего больного воображения. Докапывались до таких глубин... Не, ну вот такие задвиги были, а играли в кучу всего... Немерянную кучу времени играли в крокодила, в "Контакт". Это запомнилось, рубилово было такое. В крокодила причем, знаешь, ходили целый день, придумывали какие-то удачные словосочетания, записывали, друг от друга прятали, чтобы никто ничего не видел.
А потом из интерната сразу плотной кучкой - хопс - такой селились, мирок уже, социум какой-то мелкий образовался. Ну, в субботу кто чего привозил, все выпивалось, организмы здоровые, там дискотеки, все такое, блин... "Шайбы"-то не было, три общаги было всего, три столба вот стояло... и была еще такая дискотека, называлась МКЦ. Там я, кстати с Сергеем Евгеньевичем познакомился, писали в туалете и кричали: "Слава КПСС!"

Ю.: А где дискотека была?
В.: А слушай, а где сейчас труба аэродинамическая? Где тупик электрички по дороге, проходишь мимо НИИФА, еще туда дальше идешь, и потом сбоку налево какое-то здание такое. Я очень плохо помню, туда уже доходили, как правило, уже так сказать...
Ю.: Не каждая птица...
В.:

Не видя цели, не видя препятствий. Вот, а были еще, где сейчас магазины, там были холлы и в них проходили плясы, новый год и первое апреля, еще какие-то такие темы... Локальные местные тусовки на этажах выплясывали. Кто-то там пытался, конечно, жаловаться... Но контингент-то такой, особенно пенсионеров не было, поэтому очень мало кто жаловался, какие-то отдельные аспиранты.

Ю.: Сейчас уже наросло поколение, не покричишь... Уже ребенок спит или дедушка.
В.:

Были еще какие-то междусобойчики, песни пели, Серега, Гена Чуриков... Такие песни, что не всякая группа еще... Вот эти ЛитМузы - сейчас это круто, а тогда круто было на домашних тусовках. Если играли из Гребенщикова, то играли уникальными аккордами, теми, которыми он играл. Люди снимали с записей, причем с абсолютными слухами люди, сидишь где-нибудь на этаже, а на кухоньке кто-то бренчит...

Ю.: Джемовали?
В.: Да.... наверное, это так называется.
Ю.: Джем - это когда не репетируя.
В.: Дак нет, никто ничего не репетировал, настраивали и вперед. Такая Катя Остапенко была, из первого "Унисона", когда "Белые Ангелы" появились, она нам аккомпанировала, - пела просто суперски.
В.:

Что касается ДМов, пока сам чего-то делаешь, ДМы все за кулисами смотрятся... Это сейчас Коля Литвинов снимает-пишет, классно все, а у нас-то камера слежения... Тридцатое открытие - очень обидно было - ничего, никаких фотографий... Вот ты говоришь, на физфаке фейерверки, а у нас тогда приехала бригада, это были не те фейерверки, которые китайские продаются, приехали люди с микроавтобусиком, вышли в том, в чем петергофские фонтаны открываются. Помню еще начало было вечером часов в девять, Ермаков (старший - прим. ред.) должен бы приехать... ну и без пяти девять, а их нету. Уже спектакль, а фейерверка нету. И еще ведь без репетиции, понятно дело. Ну и без минуты девять едут автобусы... Вылезают люди в этих париках, в этих самых, ну в чем они ходят на открытии фонтанов... Вот эти дворцовые там...

Ю.: Камзолы?
В.:

О! Слово забыл, там, фалды, все такое. Спрашивают, где чего вставить... а там у нас что-то типа гроба какого-то было, из которого все вот эти мертвые преподаватели появлялись, потому что это бал Воланда был... Йоу! Олег Котлярской, Сопиков, Серега... Олег такой здоровенный парень, что-то там два ноль четыре утром, два ноль два вечером, он дьвола играл, никак не мог научиться смеяться по-дьявольски. Ну, Серега Мартыненко... Это ведь Серегина песня "любил тебя Серега Мартыненко, товарищ Зоя", был еще поддерживаемый культ, даже после того, как Серега уже уехал... Так вот, Серега говорит, ладно, ты не парься, я сейчас с ним позанимаюсь и куда-то ушли. Бил он его или что еще делал, но научил. Олег выступал как бы сверху, на "Шайбе" стоял...

Ю.: На улице было?
В.:

Возле "Шайбы", на этой лестнице, как "Броненосец Потемкин"... Лестница вообще штука классная. И вот эти мертвые преподаватели с ножами в спинах поднимались. А там весь основной сюжет построен на том, что это бал Воланда. Таня Яковлева была, она была королевой бала, в одной группе училися, там еще Костя Беляков, Азазелло называлось, кажется. Сейчас уже эта акунинская Азазель, я сейчас немножко путаюсь в них. И Бегемот еще. Преподаватели типа поднимались, парочки умерщвленных студентами преподавателей, под музыку какого-то механического пианино, в общем, сюр полный. И по задумке все эти фейерверки. Понятно, что ни фига не репетировано. Очень обидно, что никаких не осталось материалов. У пожарки камеру выставили, но понимаешь, это сейчас можно камеру взять, а тогда такой ящик был метр на метр... Очень жалко. Ну вот, римская свеча стоит, фигачит на высоту метров много. Она почти постоянно горела, профессиональные фейерверки были. И я там сидел на последней паре преподов, не помню, с кем я был... Отрывочные воспроминания, помню, что сначала нормально горело, а потом стало очень жарко, просто полыхало рядом. Не знаю, как люди в кино снимаются, но было страшновато... очко играло... офигенно.

Ю.: (мечтательно) Да уж, такое бы устроить...
В.: Тогда была халява, бартерная сделка... А это ж была тридцатая Неделя, юбилей, поэтому надо было что-то такое придумать...
Ю.: Что от этой Недели ждешь?
В.: Ну... вот, отпуск взял на неделю, буду здесь появляться.
Ю.: (восхищенно) Ни фига... Расскажи про ДМ еще. Я так понял, ДМ тогда была не такая суперкультовая штука?
В.: Да. Потому что был еще фестиваль ССО. А потом да, кроме ДМа больше ничего не было. Такая конечная точка была.
Ю.: Где ДМ-то был, если "Шайбы" не было?
В.: Фестивали ССО проходили в 03-й, в аудиториях в потоковых, а ДМ вообще устраивали, заказывали дворцы всякие, ездили в город. По крайней мере, "Собака Баскервилей" где-то в каком-то дворце. Снимали помещение, оплачивали через профком или что там.
Ю.: А когда "Шайба" появилась?
В.: Не помню. Как-то она так - хоп! - появилась. Ну и перестали ездить в город.
Ю.: Интересно, Вова, рассказываешь. Но вот беда, диктофон устал и тараканы закусали. (смахивает на пол сачка трупы винно убиенных тараканов) Так что, спасибо за интервью!

домой | легенды | Неделя | eМисс | фото | юмор | общение
[авторы и благодарности]
         Сайт выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета     © авторы сайта