|
/
/
|
|
|
Александр Ильич Назаров
|
|
|
Его боятся все студенты, начиная уже с первого курса. "Жу-уткий препод,
страшный и ужасный" - такое описание дает одна из в изобилии ходящих в
интернете историй о нем. Желающих пойти отвечать ему на экзамене практически
не бывает. Перечислить черты его портрета не составит труда - обращение к
студентам "гвардейцы", звание мастера спорта по
шашкам-поддавкам, неизменный
значок на пиджаке, повествующий о том, что "учись студент" и "здесь вопросы
задаю я". А знаете ли вы, что и его выгоняли с экзамена, причем с экзамена
именно по матфизике? Об этом читайте в интервью с несомненной - по крайней
мере, для студентов и выпускников последних лет, - легендой
МатМеха,
преподавателем матфизики
Александром Ильичом Назаровым, у которого наш спецкор, рискуя жизнью,
взял интервью - эксклюзивно для сайта 42-й Недели МатМеха.
|
Назаров о... |
О зачете |
|
О неизвестности |
|
О своем актерском мастерстве |
|
Юрик: |
Здравствуйте, Александр Ильич. |
Александр
Ильич: |
Здравствуйте. |
Ю.: |
Первый вопрос - традиционный - Вы
закончили МатМех? |
А.И.: |
Да. |
Ю.: |
Когда и какую кафедру? |
А.И.: |
1985 год, кафедра математической физики. |
Ю.: |
Можно было догадаться. Помните название
своего диплома? |
А.И.: |
Точного названия не помню, а тему
помню - оценка максимума решения для параболического
уравнения. |
Ю.: |
Хорошо учились? Получили красный диплом? |
А.И.: |
На первый вопрос ответ - "да", на
второй - "нет". Средний балл зачетки - 5.0. Четыре балла на
государственном экзамене по научному коммунизму. |
Ю.: |
Да-а? |
А.И.: |
Уточняю - мне ставилась тройка, но
Николай Николаевич Петров, заведующий кафедрой
исследования
операций, член комиссии от факультета, меня отстоял.
Получилось четыре, но без красного диплома. |
Ю.: |
А в чем была проблема на том экзамене? |
А.И.: |
(пауза) Наш профессор, царствие ему
небесное, твердо знал, как нужно строить коммунизм. И столь
же твердо знал, что с нами его не построить. В этом он был,
конечно, прав. Ну и, в связи с этим твердым знанием, как
можно было поставить мне выше.
|
Ю.: |
Но остальные же получили свои пятерки? |
А.И.: |
Я не знаю, кто-то, может, у него и
получил, но либо все, либо подавляющее большинство тех, кто
получили пятерки, сдавали не ему. |
Ю.: |
Всегда ли Вы все знали на экзаменах?
Списывали ли, пользовались ли шпаргалками? |
А.И.: |
На первый вопрос ответ, конечно, "нет".
Меня с экзаменов выгоняли, правда, с досрочных, а в сессию
-
ни разу не выгоняли, но это... Тогда было не то, что
сейчас, - это сейчас можно получить два, а потом в
сессию же пересдать, и никаких проблем не возникает. Тогда
человек лишался повышенной стипендии, а это было минус
десять рублей - серьезные деньги по тем временам.
На второй вопрос... несколько раз я
списывал, но редко, я просто не умел это делать. Один был
случай
хороший, я люблю о нем вспоминать, я пришел на некий
теоретический зачет, в основном ничего не зная. Мягко выражаясь,
слабо зная предмет. За четыре минуты все списал,
пошел отвечать. А поскольку в такой ситуации очень трудно
поверить, что человек все списал, то я удачно проскочил.
На самом деле, если развивать эту мысль, то такое
возможно только при... можно каких-то вещей в
этом курсе не знать,
но иметь очень базу хорошую, тогда такие варианты
возможны. Поэтому мне и нравится этот случай.
|
|
Ю.: |
Отсюда вытекает следующий вопрос - как
Вы относитесь к шпаргалкам и к студентам, которые ими
пользуются? |
А.И.: |
(пауза) Экзамен можно сдавать по-разному.
В моем курсе для потока математического обеспечения я
практикую - не всегда, но достаточно часто - сдачу с
конспектом. Конспект заменяет шпаргалку - по
крайней мере,
частично. Практика показывает - ну, это очевидно из общих
соображений, но и на практике видно, - что конспект помогает
человеку, который курс знает. Он может что-то забыть, но
что-то
забыть всегда возможно, значит, тогда он это
восстанавливает, и он твердо понимает, что написано. Человеку, который
не понимает, чего сдает, шпаргалка помогает в случае, если
экзаменатор халтурит. Вы делаете вид, что выучили, я
делаю вид, что я вас спрашиваю. Это прекрасный способ,
удобный всем. Во многих ВУЗах это основной вообще способ
сдачи экзамена. У нас на факультете такое, конечно, тоже
встречается, и все это прекрасно знают. Но не все предметы
таковы. Я ответил на вопрос?
|
Ю.: |
Да, даже на два. Я собирался спрашивать,
как можно сдать на четверку, а как на пятерку, но в общем
уже ответ прозвучал. |
А.И.: |
Здесь я могу добавить. Когда я учился -
это, в общем-то, было не столь уж давно, - без задачи
пятерка не ставилась вообще, по-моему, нигде. Сейчас же по очень
многим предметам - опять же, не по всем, но по очень многим
предметам, - это практика, что задача не дается. По-моему,
это нонсенс.
|
Ю.: |
На экзамене по матфизике сейчас вроде
дается. |
А.И.: |
По матфизике дается. Я даю задачу, как
и большинство, а может быть, и все мои коллеги. Но я
говорю,
что сейчас много предметов, по которым задача не дается.
Это совершенно бессмысленно, потому что можно
замечательно отзубрить и при этом не быть в состоянии приложить эту
зубрежку даже на самом элементарном уровне. Для меня
четверка отличается от пятерки задачей.
|
|
Ю.: |
Вопрос более общий - как Вы относитесь
вообще к студентам? |
А.И.: |
(пауза) Семен Михалыча Буденного
однажды спросили - как ему нравится Бабель. Он сказал: "Это
смотря какая бабель". Так что, это смотря какой студент. То есть,
здесь имеется прямая корреляция между тем, как студент
работает, что он может, и тем, как я к нему отношусь. Какого-то
априорного отношения к студенту, к абстрактному
студенту, у меня нет.
|
Ю.: |
Вы любите матфизику? |
А.И.: |
(длинная пауза) Загадочный вопрос... Я
полагаю, что у нас с Вами разное представление о
матфизике. (Ю.,про себя: Безусловно...) Просто матфизика - это
слишком широкое понятие. Но по крайней мере какую-то
часть матфизики я, несомненно, люблю - то, чем я занимаюсь, да
и кое-что еще. А многого я просто не знаю - как я могу тут
любить.
|
Ю.: |
Расскажите какую-нибудь смешную
историю про экзамен или про сессию. |
А.И.: |
Смешную? |
Ю.: |
Ну, может, запомнившуюся. |
А.И.: |
Запомнившиеся истории - это довольно
легко. Больше всего, конечно, мне запоминались случаи
каких-то проблем на экзамене. Например, как я полчаса пытался
решить задачу на экзамене по линейной алгебре и в некий
момент понял, что решение - это одноходовое применение
теоремы из билета. Ну конечно, это запомнилось. Вообще, все
случаи большой глупости - большой собственной
глупости -
обычно запоминаются. Как меня выгнали с экзамена
по матфизике - с досрочной сдачи по матфизике. Конечно,
запомнилось!
|
Ю.: |
(удивленно) Что это была за история? |
А.И.: |
Ничего особенного в ней не было. После
некоторого обмена репликами, мне был задан вопрос: "Ну,
Вы
понимаете, что это уже совсем не пять?" Я сказал: "Понимаю,"
- и ушел. Конечно, это запомнилось. Может быть, не все, но
большинство ситуаций, когда возникали серьезные
проблемы во время экзамена, я помню и сейчас.
Был один забавный случай, я тоже люблю его
вспоминать. Я на год отстал
тогда от своего потока. Было дело в конце мая, я был на
третьем курсе, а вот мои бывшие соученики - на четвертом. Как
известно, четвертый курс заканчивает сессию раньше,
потому
что он едет на войну. Для незнающих: тогда война -
военная
кафедра - была обязательной, и, соответственно, военные
сборы были обязательны. И я как-то встретил своего
приятеля, который был в полном трансе, потому что он
пропустил срок сдачи методов вычислений (они в восьмом
семестре тогда были), и оставалась только одна сдача какой-то
другой группы. А в этот день у него была физика, после чего
оставался тоже еще только один день сдачи, и дальше нужно
было уезжать, и на все оставалось меньше недели.
|
|
Мы с ним и
еще с одним примкнувшим к нам товарищем поехали к
нему домой и с абсолютного нуля, как у меня, так и у них,
по чужому конспекту, трое суток - почти буквально
суток - готовились к экзамену по методам вычислений. А когда
уже глаза окончательно смотрели в разные стороны, я
для переключения читал им лекции по квантовой механике,
книжку Фаддеев-Якубовский, "Лекции по квантовой
механике". На четвертый день мы поехали на МатМех,
они пошли
сдавать методы вычислений, а я - ну не пропадать же добру, -
взял направление и тоже пошел сдавать. Сдали и
потом еще сутки продолжали читать физику, правда, уже
вдвоем, один отключился. Пришли сдавать физику. А тогда
было два экзамена по физике, в седьмом семестре и в
восьмом,
и это была вторая часть. Я пришел в деканат, говорю, вот
можно мне экзамен, направление на физику вторую часть. Мне
говорят, нельзя, нужно сначала первую сдать. Я огорчился,
пошел к Олег-Александровичу, говорю, так и так, не дают. Ну ладно,
говорит, Вы давайте, будете сдавать, а я вам расписку
напишу. Ну, я сдал, получил расписку, что
сдал вторую часть, можно ставить в ведомость, когда будет
сдана первая. Потом, через семестр, пришел, с распиской, и
получил сразу два. Вот. Надо сказать, что это, конечно, была
работа очень тяжелая... Но хорошая... Потому что за
четверо суток два курса... Я, естественно, перед этим ничего
не знал, потому я был на третьем курсе тогда, но и они знали
ровно столько же. А все-таки мы получили 18 баллов на двоих,
так что не так плохо получилось. |
Ю.: |
Вы пессимист, оптимист или реалист? |
А.И.: |
(пауза) Пессимист с элементами
реализма. |
Ю.: |
Кратенько... Как-то видел пару лет назад
Вас на вступительном экзамене в аспирантуру, не
моем, правда... |
А.И.: |
Угу. Надеюсь. |
Ю.: |
...по философии. Вы философ? |
А.И.: |
Это очень странно. Я ни разу не
участвовал в приеме экзамена по философии. Может, просто я
зашел в аудиторию за чем-то. Что такое "философ"? Что Вы
понимаете под этим?.. |
Ю.: |
Философ - имелось в виду, конечно,
человек, способный принимать философию. |
А.И.: |
Нет. Вот это однозначно нет. |
Ю.: |
Жалко-жалко. А то я хотел спросить про
структурализацию онтологического конформизма.
|
А.И.: |
Я понимаю. Я могу ответить. В более
широком плане. Философия когда-то начиналась как наука
вообще. Дальше от нее отпочковывались содержательные науки.
Поскольку содержательных наук нынче много, то в
философии практически ничего не осталось. Есть, например,
философия математики, есть такое понятие. И более того, у многих
крупных математиков, например, у Пуанкаре, есть
статьи по философии математики. Или у Александра Данилыча
Александрова, у него есть серьезные труды, достаточно
глубокие, ну, в той мере, в которой я их мог понять. Точно так же у
крупных физиков многих есть статьи по философии физики, и
так далее. Но. Рассуждать о философии науки может (совсем
не любой, но все-таки только - это необходимое условие)
человек, который хорошо разбирается в этой науке. Все
остальное - это голый треп. Это мое убеждение. Хотя я
думаю, что
философы со мной не согласятся. Это что касается философии
науки. А что такое философия вообще - это как-то... это мне по
недостатку образования недоступно вовсе.
|
|
Ю.: |
Как вы относитель к Неделе МатМеха, к
Дню МатМеха? |
А.И.: |
Я в ней, в общем-то, не участвую. Более
того, так получилось, что даже когда я был студентом,
я ни разу на Дне МатМеха не был. И на дне физфака тоже. Мне
это никогда не было интересно. |
Ю.: |
Нету идеи сходить как-нибудь,
посмотреть, что же это такое? |
А.И.: |
Поздно начинать. Раз уж так сложилось...
Да, я вовсе при этом не считаю, что это правильная
позиция. У меня так получилось, а сейчас просто поздно уже
начинать... Но поскольку разнообразные шутки и вообще
выступления разные с Дня МатМеха и физфака ходят в списках в
разных формах, то я кое-что видел. М-м... Кое-что из этого,
безусловно, удачно. Но процент удачи настолько невелик...
Если
говорить совсем серьезно, то мне никогда не хотелось
потратить на это время - с таким низким КПД.
|
Ю.: |
На одном из Дней МатМеха, в одном из
спектаклей был такой персонаж - Нарзанов. У него был
огромный
значок. Зачем Вам эти бесконечные значки? |
А.И.: |
Чтоб вы спрашивали. Один из возможных
ответов. (долгая пауза) Ну, давайте считать, что это в
какой-то
степени соответствует моему настроению. |
Ю.: |
То есть, можно как-то оценивать... |
А.И.: |
Если кто-нибудь составит
соответствующие таблицы... почти как у О.Генри... то, может быть, и
можно, сам я об этом не думал никогда. |
Ю.: |
Это подсознательное? |
А.И.: |
Иногда может быть. Есть значки
совершенно понятные. Например, значок... какой значок? А, да,
значок "здесь вопросы задаю я" - ну, понятно, что это
значок для экзамена. Есть значки для лекции,
есть еще для чего-то.
То есть, значки ситуативные. Есть значки
настроенческие. Значки разные бывают, их можно разделить в
основном на две категории - ситуативные и настроенческие.
|
Ю.: |
Коллекция пополняется? |
А.И.: |
Очень медленно. Дело в том, что когда
эти значки только появлялись, то, по-видимому, их делали
умные люди, и они ориентировались на не очень глупых
потребителей, поэтому хотя среди значков были и плохие, но было и
значительное количество любопытных, интересных в
разных отношениях. Дальше, по естественным причинам, это все
скатилось на уровень совершенно низкопробный, как и
любая массовая продукция. Сейчас просто найти значок не
идиотский очень трудно. Очень трудно. Кстати, мне здесь
показывали специально такой значок, не совсем глупый,
я его ни разу не видел в продаже: "Прежде чем спросить,
подумай". Это как раз значок ситуативный - специально для
консультации.
|
Ю.: |
Вопрос очень простой - как Вы относитесь
к историям о себе, которые гуляют в интернете? Я думал
прочитать Вам вот эту историю... (дает листик с историями А.И.) |
А.И.: |
Эта история? |
Ю.: |
Да. Эта история заняла первое место в
одном из выпусков anekdot.ru, осенью 98-й года. |
А.И.: |
Прекрасно. Кстати, большинство из них,
ну, как и многие истории, мало соответствуют... |
Ю.: |
Вы прочитайте. |
А.И.: |
Я знаю эту историю, конечно... И эту
знаю... и эту знаю... |
Ю.: |
Тут их три. |
А.И.: |
Я видел четыре или пять. Значит так, эта
история не вполне соответствует действительности. Помню,
что имелось в виду. Дело не в истории. К появлению историй обо
мне я отношусь положительно... (пауза) Часть историй мне
скорее льстят, если даже и уклоняются от
действительности... Нет, если история действительна, ну что ж, нормально...
|
Ю.: |
Не приврешь - не расскажешь. |
А.И.: |
Вот! Значит, если ист... Нет, видите ли,
вот эта история, как сказать... хорошо расцвечена,
то есть, это уже предмет, можно сказать, литературный. Это
просто неплохой текст по качеству. Дело ж не в том,
там
про меня - не про меня, какая разница, просто неплохой текст
по качеству. И очень в меру выдержано отклонение от
истины... именно, как Вы сказали. Здесь же, мне кажется, такими
достоинствами текст не обладает, впрочем, он и не
претендует на это. Итак, если история там в интернете, не знаю где,
соответствует действительности - ну и нормально. Если
отклоняется от истины, не очень далеко все-таки, все-таки,
не очень далеко... и при этом мне скорее льстит - ну,
ладно, уж особо возражать я не буду. А чтобы история
существенно отклонялась от истины и при этом меня порочила - я
такого еще не встречал. Вероятно, к этому я бы отнесся
отрицательно. Но пока не попадалось такое.
|
Ю.: |
Как Вы относитесь к тому, что это
интервью попадет в раздел "Легенды
МатМеха"? Считаете ли
Вы себя легендой МатМеха? |
А.И.: |
Это вопрос не ко мне. Я себя легендой
не считаю, чего бы то ни было. Мне тут как-то сказали, что я -
вторая легенда поддавков, после Шерминского. Если кому-то,
в частности, Вам, угодно считать меня легендой, ну, это Ваше
дело. Вопрос о том, легенда я или нет, нужно задавать не
мне. В данном случае мне кажется, что это
произвольный акт авторов сайта.
|
Ю.: |
Так оно и есть. А кого бы Вы сами назвали
легендой МатМеха? |
А.И.: |
(длинная пауза) Если надо назвать одно
имя - Залгаллер. Виктор
Абрамович Залгаллер. Вот тут у
меня
сомнений нет. Понятно, что тут сразу нужно определить,
среди кого выбирать и так далее. Если среди ныне живущих -
Залгаллер. Александров тот же самый - ну, это вообще,
легенда Университета, вне всяких сомнений.
Наверное, из ныне преподающих тоже можно набрать, но я не
буду, потому что кого-то назову, кого-то не назову... Но если
бы мне сказали - назовите одно имя из ныне живущих
людей,
то для меня вопроса нет, для меня бы Залгаллер был
первым.
|
Ю.: |
Всех интересует вопрос, почему Вы
постриглись налысо. |
А.И.: |
Ответ очень простой. Я недавно был в
Японии, и там есть такое дерево... По-японски оно, видимо,
специальным образом называется, но в просторечии можно
сказать "обезьянье дерево". У него настолько гладкий ствол,
что обезьяны практически не могут на него забраться.
Так вот, можете считать, что я побрился, чтобы студентам
труднее было мне на голову садиться.
|
Ю.: |
Занятно. Расскажите какой-нибудь
анекдот о математике или математиках. Или об экзаменах. |
А.И.: |
Что касается этого, то я
предпочитаю действительные истории, потому что все равно они лучше
любого анекдота, а анекдот о математике... Он, правда, очень
хорошо известный - про Холмса и Ватсона, знаете, про
воздушный шар? Он, хотя и хорошо известен, но неплохо отражает.
Только - почему тот человек был математик? Во-первых, прежде
чем ответить, он подумал. Во-вторых, его ответ был
абсолютно точным. А в-третьих, из него нельзя было извлечь
никакой пользы. Вот в такой формулировке. На самом деле, что
касается там студентов, то реальные истории - они все
равно превосходят любые анекдоты, самые дикие. Я Вам могу
потом рассказать историю, к сожалению, Вы ее вряд ли сможете
передать. Тут надо демонстрировать на руках. Но я
расскажу, Вы ее оцените.
|
|
Ю.: |
Хорошо. Что, по-Вашему, символизирует
баобаб? |
А.И.: |
Вот этот? |
Ю.: |
Вот этот. |
А.И.: |
Не знаю. Для меня ничего. А он что-то
символизирует? |
Ю.: |
Ну, с точки зрения разных людей,
наверное, разные вещи. |
А.И.: |
Я никогда даже не встречал вопрос, с
точки зрения, что он что-то символизирует, и сам никогда об
этом не думал. |
Ю.: |
Любопытно, зачем-то его построили, после
этого он... |
А.И.: |
Вопрос о том, зачем конструкция
нашего богоспасаемого здания такая, а не сякая, - он на совести
строителей. Конструкция вполне анекдотическая. |
Ю.: |
На МатМехе очень много преподавателей с
инициалами А.И. Два Александра Ивановича, один
Андрей
Игоревич и Вы, Александр Ильич. Как это... |
А.И.: |
Только четыре? |
Ю.: |
Ну, по крайней мере, столько мне удалось
вспомнить перед интервью. |
А.И.: |
Ага. |
Ю.: |
Есть ли... |
А.И.: |
Александр Игоревич - Разов -
безусловно еще... |
Ю.: |
Да-да-да... |
А.И.: |
Александр Иванович - это Шепелявый? |
Ю.: |
Это Мартикайнен и
Генералов. |
А.И.: |
Ну, добавьте Шепелявого. |
Ю.: |
Шесть значит. |
А.И.: |
Ну, не меньше шести, и что? |
Ю.: |
Есть ли какая-нибудь закономерность? |
А.И.: |
(долгая пауза) Не думаю, нет. Схохмить
мне что-нибудь трудно, а так, всерьез, вряд ли. |
Ю.: |
Последний вопрос... Что вы посоветуете
студенту, который идет сдавать Вам экзамен? |
А.И.: |
(очень долгая пауза) Именно мне или
экзамен вообще? |
Ю.: |
Именно Вам именно матфизику. |
А.И.: |
Специфический совет дать трудно... (очень
долгая пауза) |
Ю.: |
Поясню - совет все знать, наверное, не
самый лучший. То есть, какими критериями при выставлении
хорошей оценки - четверки-пятерки, скажем... |
А.И.: |
Нет, это пожалуйста. (пауза) Я Вам вот
как отвечу. Вот здесь у меня висит текст. Это
положение о
курсовых экзаменах и зачетах образца 1834-го года. Он любопытен
с нескольких точек зрения. Так вот, я время от времени
прошу какого-нибудь студента оценить - чему, какой
оценке... Здесь шкала пятибалльная, от единицы до пятерки... Я
иногда прошу студентов оценить, какой оценке по этой
шкале соответствует нормальная - хорошая, добротная,
нехалявная - пятерка на МатМехе. Ответ - какой? Вот не глядя.
|
Ю.: |
Ну, думаю, тройке. |
А.И.: |
Правильно. Ответ - три. Бывает - два.
Бывает - четыре. Но обычно, чаще всего - три. Я стараюсь,
чтобы моя пятерка имела хотя бы какие-то элементы четверки
по этой шкале. Я думаю, это ответ.
|
Ю.: |
Ответ как ответ. Спасибо за интервью. |
Доктор на приеме
Истории о Назарове здесь.
А здесь - байка "По следам интервью".
|