[ДМ 42: в начало]
[о матмехе в лицах]
[неделя и около]
[eMисс матмеха]
[фоторепортажи]
[матмеховский юмор]
[форум, гостевая книга]

FAQ первокурсника
Ничего не знаю, стоит ли идти на экзамен? Экзамен, нет шпор, знаний, головы, что делать?
Во время обучения на МатМехе представления студента об учебе, экзаменах, преподавателях и окружающей среде вообще качественно меняются. Если на первом курсе еще сильны школьные стереотипы и комплексы (например, огромная боязнь не сдать экзамен с первого раза, что в обычной средней школе равнозначно повторному году обучения или вообще вылету в специализированных школах. На МатМехе же в этом ничего особо страшного нет), то к старшим курсам студент-"дембель" посматривает на суету младшекурсников со снисходительной улыбкой. Он перестает писать шпоры и бомбы и приносит на экзамен конспект или учебник. Он знает, когда, куда и во сколько прийти и что там сказать, чтобы было как. Правда, эта напыщенность слетает перед дипломом, потому что все эти знания становятся бесполезными перед лицом новой деятельности, и умудренный опытом и вальяжный пятикурсник две-три недели бегает, как угорелый от компьютера к научному или рецензенту и обратно, в деканат и прочие места. Не хотим поучать пятикурсников - они разберутся сами, куда денутся после пяти лет на МатМехе. А вот первокурсникам хотим и можем помочь. Именно им адресован этот FAQ. Большинство вопросов и ответов касается процесса сдачи экзамена.
 
Ничего не знаю, стоит ли идти на экзамен?
[наверх]

На первой сессии обычно этот вопрос не задают. Если студент-первокурсник не учился в специализированной школе, в которой допускаются (и являются обычным делом) повторные экзамены, он до жути боится не сдать экзамен. Поэтому в первую сессию среднестатистический первокурсник учится, как может, и сама мысль о том, что можно НЕ ПОЙТИ НА ЭКЗАМЕН является для него кощунственной. Этот вопрос, начиная со второй сессии, задают себе студенты, которых либо вынесли на первой сессии, либо который успокоились, увидев, что с их менее удачливыми на первой сессии однокурсниками ничего страшного не случилось.
А теперь к вопросу. Многие совестливые студенты в утро перед экзаменом решают: не идти - и с легкой душой отсыпаются и начинают готовитьcя к следующему экзамену. Их аргументы таковы:

  • а что я пойду, опозорюсь только, ни фига не сдам,
    • а меня еще и запомнят
    • и мне будет тяжко на пересдаче
    • и вообще стыдно быть уличенным в незнании
  • если я не пойду, то смогу подготовиться гораздо лучше, потому что я уже много знаю и по второму разу конспект будет читать проще
  • хочу спать

Ответим на эти аргументы:

  • шансы сдать экзамен, если вы хоть сколько-нибудь готовились, весьма велики. Даже если у вас нет шпор, их можно надыбать. Вам может попасться хороший билет или же плохой, но вы внезапно поймете, что он не такой уж и плохой. Даже если вам попадется мерзкий билет, при наличии шпоры и головы у вас есть большой шанс в нем разобраться. Правда, надо быть готовым к допам - учите определюшник
    • даже если вы не сдадите и вас запомнят, это не смертельно. Злобные и злопамятные преподы скорее исключение, чем правило
    • то, что препод будет помнить ваше лицо и ваш плохой ответ, может даже сыграть вам на руку - особенно, если вы на пересдаче будете контрастировать с вами на сдаче. Препод улыбнется, скажет: "Ну вот, можете же, когда захотите," - и не будет вас сильно мучать. Это так называемый "эффект узнавания", когда знакомое воспринимается с бОльшим добродушием, даже если это знакомое - вы со своим дурным прошлым ответом. Вот только имеет смысл разобраться в том, что вы налажали на первой сдаче - это вполне могут спросить, даже если оно вам не попалось
    • это да. Пожалуй, это единственный аргумент, который имеет смысл. Но если совесть вам особо не докучает, смело отбрасывайте его
  • конечно же, ко второй сдаче вы подготовитесь лучше, если будете готовиться. Читать конспект, зная то, что будешь читать, гораздо приятнее, и материал внезапно становится понятным, как на ладони. Но кто вам мешает прийти и попробовать сдать, а потом, в случае неудачи, провернуть этот же фокус с подготовкой? И еще один контраргумент - знание предмета расслабляет, поэтому некоторые почти не готовятся к пересдаче, что приводит к плачевным результатам
  • это вообще не аргумент. Поспите после успешно сданного экзамена. Если вам ехать из города, часа в электричке вам вполне хватит, чтобы просидеть пару часов на экзамене. А с легкой душой и спится легче

Кроме того, вам будет очень обидно услышать от сокурсников (особенно от тех, которые готовились вместе с вами, но все же решили пойти): "Ой, это была полная лафа, пятерки сыпались направо и налево, я ничего не знал, а получил." Тем обиднее будет, будучи готовым гораздо лучше, получить на пересдаче четверку или тройку.

Каков же вывод? Вывод прост - всегда идите на сдачу, даже если у вас есть какие-либо соображения против. Не так страшен черт, как его малюют ваши мозги и чересчур живое воображение.
Единственный случай, когда не стоит идти неготовым на экзамен - это когда вы претендуете на пятерку и знаете, что в случае другой оценки вам не дадут от нее отказаться (то есть, насильно поставят вам полученную вами тройку или четверку, даже если вы попросили поставить двойку, - такое случается, но крайне редко).
 
Экзамен, нет шпор, знаний, головы, что делать?
[наверх]

Ответ на этот вопрос прост - стрелять или стреляться.
Не зная ничего и не имея подручных материалов, остается только надеяться на подручные материалы соседа. Для этого надо сесть рядом с не самым отмороженным однокурсником, про которого вы знаете, что у него есть подручные материалы и он не жлоб. Опыт показывает, что народ охотно делится ненужными (то есть, не по их вопросу) шпорами-бомбами, и что этот процесс не так сложен (то есть, шанс, что вас засекут, не очень велик, если уметь). Можно написать соседу записку с номером билета или тихо сказать, но не шепча на ухо, а просто повернув голову, не делая резких движений. Если вас засекут (что значит, что вы делали что-то неправильно - суетясь или делая страшное лицо), всегда можно сказать, что спрашивали как пройти в библиотэку (сказать преподу, что у вас кончилась ручка и вы ее просили или что вы сообщали соседу, что у того упала шпора). В вопросе коммуникации и обмена информацией с соседом, как и в вопросе использования на экзамене дополнительной литературы, самое главное - наглость. Наглость - одно из важнейших качеств успешного студента.

Продолжение

домой | легенды | Неделя | eМисс | фото | юмор | общение
[авторы и благодарности]
         Сайт выпускников Санкт-Петербургского Государственного Университета     © авторы сайта