 |
FAQ первокурсника |
 |
Во время обучения на
МатМехе
представления
студента
об учебе,
экзаменах,
преподавателях и окружающей среде вообще качественно меняются. Если на первом
курсе еще сильны школьные стереотипы и комплексы (например, огромная боязнь не
сдать
экзамен
с первого раза, что в обычной средней школе равнозначно
повторному году обучения или вообще вылету в специализированных школах. На
МатМехе же в этом ничего особо страшного нет), то к старшим курсам
студент-"дембель" посматривает на суету младшекурсников со снисходительной
улыбкой. Он перестает писать
шпоры и
бомбы
и приносит на
экзамен
конспект или учебник. Он знает, когда, куда и во сколько
прийти и что там сказать, чтобы
было как. Правда, эта напыщенность слетает перед дипломом, потому что все эти
знания становятся бесполезными перед лицом новой деятельности, и умудренный
опытом и вальяжный пятикурсник две-три недели бегает, как угорелый от
компьютера к научному или рецензенту и обратно, в
деканат
и прочие места. Не
хотим поучать пятикурсников - они разберутся сами, куда денутся после пяти лет
на
МатМехе.
А вот первокурсникам хотим и можем помочь. Именно им адресован
этот FAQ. Большинство вопросов и ответов касается процесса сдачи
экзамена.
На первой сессии обычно этот вопрос не задают. Если студент-первокурсник не
учился в специализированной школе, в которой допускаются (и являются обычным
делом) повторные экзамены, он до жути боится не сдать
экзамен.
Поэтому в
первую сессию среднестатистический первокурсник учится, как может, и сама мысль
о том, что можно НЕ ПОЙТИ НА ЭКЗАМЕН является для него кощунственной. Этот
вопрос, начиная со второй сессии, задают себе
студенты,
которых либо вынесли на
первой сессии, либо который успокоились, увидев, что с их менее удачливыми на
первой сессии однокурсниками ничего страшного не случилось.
А теперь к вопросу. Многие совестливые студенты в утро перед экзаменом решают:
не идти - и с легкой душой отсыпаются и начинают готовитьcя к следующему экзамену.
Их аргументы таковы:
- а что я пойду, опозорюсь только, ни фига не сдам,
- а меня еще и запомнят
- и мне будет тяжко на пересдаче
- и вообще стыдно быть уличенным в незнании
- если я не пойду, то смогу подготовиться гораздо лучше, потому что я уже
много знаю и по второму разу конспект будет читать проще
- хочу спать
Ответим на эти аргументы:
- шансы сдать экзамен, если вы хоть сколько-нибудь готовились, весьма
велики. Даже если у вас нет
шпор,
их можно надыбать. Вам может попасться
хороший билет или же плохой, но вы внезапно поймете, что он не такой уж и
плохой. Даже если вам попадется мерзкий билет, при наличии шпоры и головы
у вас есть большой шанс в нем разобраться. Правда, надо быть готовым к
допам
- учите
определюшник
- даже если вы не сдадите и вас запомнят, это не смертельно. Злобные и
злопамятные
преподы
скорее исключение, чем правило
- то, что
препод
будет помнить ваше лицо и ваш плохой ответ, может даже
сыграть вам на руку - особенно, если вы на пересдаче будете
контрастировать с вами на сдаче. Препод улыбнется, скажет: "Ну вот,
можете же, когда захотите," - и не будет вас сильно мучать. Это так
называемый "эффект узнавания", когда знакомое воспринимается с
бОльшим добродушием, даже если это знакомое - вы со своим дурным
прошлым ответом. Вот только имеет смысл разобраться в том, что вы
налажали на первой сдаче - это вполне могут спросить, даже если оно
вам не попалось
- это да. Пожалуй, это единственный аргумент, который имеет смысл. Но
если совесть вам особо не докучает, смело отбрасывайте его
- конечно же, ко второй сдаче вы подготовитесь лучше, если будете
готовиться. Читать конспект, зная то, что будешь читать, гораздо приятнее,
и материал внезапно становится понятным, как на ладони. Но кто вам мешает
прийти и попробовать сдать, а потом, в случае неудачи, провернуть этот же
фокус с подготовкой? И еще один контраргумент - знание предмета
расслабляет, поэтому некоторые почти не готовятся к пересдаче, что
приводит к плачевным результатам
- это вообще не аргумент. Поспите после успешно сданного экзамена. Если вам
ехать из города, часа в электричке вам вполне хватит, чтобы просидеть пару
часов на экзамене. А с легкой душой и спится легче
Кроме того, вам будет очень обидно услышать от сокурсников (особенно от тех,
которые готовились вместе с вами, но все же решили пойти): "Ой, это была
полная лафа, пятерки сыпались направо и налево, я ничего не знал, а получил."
Тем обиднее будет, будучи готовым гораздо лучше, получить на пересдаче четверку
или тройку.
Каков же вывод? Вывод прост -
всегда идите на сдачу,
даже если у вас есть какие-либо соображения против. Не так страшен черт, как
его малюют ваши мозги и чересчур живое воображение.
Единственный случай, когда не стоит идти неготовым на
экзамен -
это когда вы претендуете на пятерку и знаете, что в случае другой оценки вам
не дадут от нее отказаться (то есть, насильно поставят вам полученную вами
тройку или четверку, даже если вы попросили поставить двойку, - такое случается,
но крайне редко).
Ответ на этот вопрос прост - стрелять или стреляться.
Не зная ничего и не имея
подручных материалов,
остается только надеяться на
подручные материалы
соседа. Для этого надо сесть рядом с не самым отмороженным
однокурсником, про которого вы знаете, что у него есть подручные материалы и он
не жлоб. Опыт показывает, что народ охотно делится ненужными (то есть, не по их
вопросу) шпорами-бомбами, и что этот процесс не так сложен (то есть, шанс, что
вас засекут, не очень велик, если уметь). Можно написать соседу записку с
номером билета или тихо сказать, но не шепча на ухо, а просто повернув голову,
не делая резких движений. Если вас засекут (что значит, что вы делали что-то
неправильно - суетясь или делая страшное лицо), всегда можно сказать, что
спрашивали как пройти в библиотэку (сказать
преподу,
что у вас кончилась ручка
и вы ее просили или что вы сообщали соседу, что у того упала
шпора). В вопросе
коммуникации и обмена информацией с соседом, как и в вопросе использования на
экзамене
дополнительной литературы,
самое главное - наглость. Наглость - одно
из важнейших качеств успешного
студента.
Продолжение
|