 |
История ЛитМузов - электричество |
 |
Значит, литмуз, да? Электричество? Отлично!
В 91-м
я
впервые попал на акустический литмуз. Валера Холчев со
"Сказкой" пел песни под гитару. Лагерные песни.
Ноль-третья аудитория была почти пуста и все, кто пришёл послушать, или
почти все, хоть раз выходили к кафедре и что-нибудь пели или
рассказывали стихотворение, например: "Ира моется в душе, я люблю её уши" Димы Дроздова.
Раньше вообще всё было иначе. Учился на
МатМехе
музыкант один и несколько лет он руководил организацией
ДМа.
В те годы праздник факультета получался на
редкость весенним и добрым. Когда мне рассказывали про него, на душе
мрачнело, а в сердце становилось горько за себя самого. Акустический вечер
усугублял это впечатление. Так то ли в 92-м, то ли в 93-м я решил стать его
организатором.
В это время в Санкт-ПетерПУНКе расцветал и креп букет молодых, но очень
амбициозных музыкальных коллективов, вдохновляемый
известным петербургским звукорежиссёром и пропойцей, генералом 12-тиканального микшерского пульта,
Володей Ткачёвым. Дело это, конечно, параллельное - рассказывать о нём, но
роль столь примечательной личности в становлении электрического литмуза так
велика и немыслима, что обойти её я не могу.
Когда-то Ткачёв сыграл роль художественного руководителя известной
питерской группы "Август", выпустившей две пластинки. "Как болит
голова от надуманных фраз..." - пели ребята. Но это всё присказка. Музыканты ПетерПУНКа нашли
Ткачёва, а он нашёл их. Ткачёв работал в "Шайбе" главным мастером "дел", то
есть работал руками и головой. Паял, чинил, пилил, точил и настраивал на
концертах микрофоны. И, конечно, пил. А как не пить, когда он, в своё время
участник одной из первых (1963) в России групп "Цветы на снегу", застрял в
"Шайбе" без движения и звука? Страстный поклонник
Джима
Моррисона, он воспрял духом, встретив молодых музыкантов, впоследствии образовавших
команды "Люблю Федерико", "et cetera" и "КЭРПЭРВЭЛ", Диму Волканова и многих других панков,
рокеров и попсовиков из группы, название которой давно почило под могильной
плитой с надписью "ОНИ ТАК И НЕ ПРИДУМАЛИ СЕБЕ НАЗВАНИЕ", но память о которых
жива.
Так вышло, я с
Максом Сукманским
играл в "et cetera" и был организатором
литмуза. Так литмузов стало два, акустический и электрический.
Ты знаешь, что значит организация электричества? Попробуй
спросить об этом Николая Сомса. Это бессонные ночи. Где взять аппарат? Почём?
Как привезти (увезти)? Кто поставит? Кто будет сидеть на пульте? Прибавь сюда - барабанную установку,
микрофоны, помещение, свет - п-ц!
Сейчас, надо признать, организаторы Недели относятся к электрическому
фестивалю очень благосклонно. Года четыре назад я был очень
удивлён рвением, с которым рулевые Недели
МатМеха отстаивали для нас помещение. Раньше всё
приходилось делать самостоятельно, а точнее - в тесном взаимодействии с
Другом, Товарищем и Братом всех музыкантов Санкт-ПетерПУНКа, Володей
Ткачёвым. Даже после ухода из "Шайбы" он давал нам свой аппарат, устанавливал
его и воспитывал нас, местных музыкантов, в любви к Doors и
Вудстоку. Он
мечтал о настоящем летнем фестивале со сцены ступеней
"Шайбы", а на наши ежегодные праздники смотрел, как на репетицию своего Вудстока, как,
может быть, мечтает о нём и сейчас.
Вдохновение Ткачёва перекидывалось на нас, музыкантов. Каждый считал своим
долгом помочь с фестивалем, Лёха Зверев с Семёном сидели
"на пулте", КЭРПЭРВЭЛ таскал порталы и стойки, да всех не вспомнить...
За вход в зал денег не брали. За несколько лет мы скопили целую армию групп,
и от выступающих не стало отбоя. Даже стали устраивать
прослушивания. Успешно выступившие музыканты распадались через год, но звали из города
своих знакомых. Из групп тех лет я могу ещё вспомнить "Бычий Цепень",
"Dinner Sets", "Mary Jane". Честно говоря, мне тогда казалось, что наш
праздник не на века. Как я рад, что всё сложилось иначе!
Потом на несколько лет я выпал из организации, уехал жить в город, и
литмузом, кажется, занимался Макс и легендарный
Николай Литвинов
из странного города Ораниенбаум. Может, и ещё кто, я не помню.
В 98-м я снова участвовал в организации электричества вместе с Олей
Никандровой. Вот это был ништяк! Делала всё она, а я так - только
ездил к Семёну за сабвуфером в Морозовку, да "пробивал помещение", это, пожалуй,
последний раз, когда его приходилось "пробивать". Зато
оторвались по полной программе - "Ира моется в душе",
"Дима Дроздов и его маленькие хренятинки",
"Приапический Толкатель", "Лена Стогова",
"Луна-44"??, настоящий "сюрприз-подарок" с "луноходами".
Потом я ушёл "на пенсию".
В прошлом году я познакомился с Николаем Сомсом, нынешним организатором моего
праздника. Надо признаться, такого звука я раньше
никогда не слышал. Всё делается с душой, профессионально, и при этом
дух Вудстока царит во всём. Я
обязательно в этом году приду на литмуз поздороваться. И в следующем.
Полтора-два часа рукопожатий там заряжают меня на весь оставшийся год.
Приходи и ты, брат! И пусть всем будет бесплатно,
потому что на старый аэродром невозможно продать билеты. До встречи!
|